На главную
Психологический навигатор

Facebook Twitter LiveJournal




ГЛАВНАЯ    |     СТАТЬИ    |     КОЛОНКИ    |     ИНТЕРВЬЮ    |     БЛОГИ    |     ТЕСТЫ    |     КНИГИ    |     АФИША    |     КОНТАКТЫ    |     ПОИСК    |     ФОРУМ    |     ВХОД

СТАТЬИ | Внешность | Газарова Елена | |

Гламурная телесность. Беседа этнолога и психолога Юлии Ларионовой с клиническим психологом Еленой Газаровой



Гламур властно вошел в разные сферы нашей жизни. На стыке люкса, буржуазного уюта и семейных ценностей он примостился глянцем журналов, воспевающих его как правильный образ жизни и новый стандарт красоты. Беседа этнолога и психолога Юлии Ларионовой с клиническим психологом Еленой Газаровой посвящена исследованию гламура как феномена с психотерапевтической точки зрения. Иначе, с позиций его влияния на телесность и душу.

Ларионова Юлия: Гламур по представлениям глянцевых журналов – это светская жизнь, несущая идеал всегда успешных, на все годных молодых людей, которые везде все успевают. Фактически, гламур сейчас воспринимается как стандарт идеальной жизни, к которой и надо стремиться. Что Вы думаете об этом?

Е.Г. В современных словарях, в частности, в словаре Вебстера гламур (блеск) трактуется в трех значениях: 1) «ускользающая, загадочно-волнующая и, зачастую, иллюзорная привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому»; 2) «странно-соблазнительная атмосфера романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования»; 3) «личное очарование в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью». Таким образом, гламуром может считаться и общая атмосфера, и «блестящие» внешние отличия, и пара-конценсусная реальность, имеющая свои цели и задачи.

Ларионова Юлия: Почему гламурная реальность столь привлекательна? Каковы основные черты этой привлекательности?

Е.Г. Прежде всего, я бы подчеркнула, что это – гипногогенная реальность: она завораживает, манит, привлекает и вовлекает. Наиболее важными чертами мне видятся феерическая искрометность, эпатажность, способность вызывать страсть ко всему магическому и (что не очевидно, но существует как скрытое послание) стимулировать желание быть магом. Все это – с единственной целью: при помощи вещей-посредников создать телесность, отличающуюся «особой» сексуальностью. Она становится главной действующей силой, направленной на развитие и поддержание «особой» этики. Прямые послания гламура обращены к телу человека, но косвенные внушения (более действенные) направлены на ментальность.

Ларионова Юлия: Значит, причина гламура, как явления, в дефиците сексуальности? или в дефиците тела?

Е.Г. Дефицит сексуальности – лишь следствие. Гламур явление древнее, возникшее в элите общества. Как развитая пара-идеологическая система «установки-вещи-ценности» (идеологическая – «ценности-установки-вещи»), он существовал лишь в аристократическом (а с 19-го века – и в буржуазном) обществе. Пресыщение на фоне духовной пустоты – причина гламура. Духовная пустота – отсутствие в чувствах и представлениях опоры на вечные ценности, прежде всего, любовь. Пресыщение снижает поток ощущений и порождает телесное «омертвение», одновременно с которым приходит скука. Поскольку тело рождает ощущения только в результате дефицита – «хочу, нужно, требуется» – , интереса и поиска, то возможность иметь много, тем более, очень много, снижает поток ощущений. Что равносильно снижению либидо – единой психосексуальной энергии. Тело мертвеет. И человек перестает быть довольным своим телом. Собой, как телом. Тем более, что и в своей духовности ему не на что опереться.

Ларионова Юлия: А какими средствами гламур вовлекает в свою реальность все большее число людей? Как это происходит?

Е.Г. Я бы сказала, что все большее число людей вовлекается в гламурную реальность по своей воле. Поэтому мы здесь поговорим не об элитарном гламуре, а о его клонах – гламурной «попсе». Пресыщение, которое раньше отличало лишь общество обеспеченных людей, сейчас весьма распространено. Вещей стало слишком много, и они доступны. Но каждая вещь – информация. Информационное пресыщение создает перегруженность, вызывает усталость и переутомление. Человека нынче мало что удивляет. Скука. К тому же темпы жизни очень высоки, что само по себе повышает напряжение и снижает либидо. Вот и возникает необходимость в «чем-то эдаком», необычном, способном вызвать УДИВЛЕНИЕ, а через него – особый, оживляющий, спектр телесных переживаний и состояний. Тогда во внутренней (психической) реальности появится ТЕЛО как «Я».

Первым в ряду таких переживаний стоит наидревнейшее – сексуальное. Поэтому основными материальными средствами гламура становятся разные «штучки», ориентированные на стимуляцию сексуально окрашенной реакции – блестки, бантики, прозрачные рубашки, дорогие сапоги и автомобили, телефоны в золотом корпусе, прядь волос, выкрашенная в красный цвет, совершенно «не носибельное» платье, но «ах!», и прочее. Это возбуждает! Хоть вещи чаще всего мало функциональны, но они обязательно должны быть «прикольными», необычными! Однако, это лишь антураж. ГЛАВНОЕ – ТЕЛО-носитель и ТЕЛЕСНОСТЬ-владелец «штучек». Они должны им соответствовать. А для этого они должны быть «гламурными».

Ларионова Юлия: И какие же внешние признаки свидетельствуют об этом соответствии, о гламурности? худоба, рельефные мускулы, кислородная кухня?

Е.Г. Действительно, культивируются худоба и мускулы. Но дело не в этом. Человек в мире появляется как тело, а оно живет по законам биологии, физиологии и влечения. Его влечет к тому, в чем у него дефицит. Оно желает то, к чему его влечет. К чему его влечет, того оно и желает. А источник влечения направляет вектор процессов и управляет ими. Закон древний, как мир. Закон внушения. Телу неизвестно «надо», «должно» и пр. Тело знает «ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ». И, прежде всего, комфортное состояние! Это – основа эгоизма.

От пресыщения и утомления – обесточенность, дискомфорт. Удивление, возникающее от соприкосновения с завораживающе-привлекательными гламурными вещами, приводит к возбуждающему комфорту. Хочется их иметь, надеть на себя, погрузиться в них для того, чтобы воссоздавать это чувствительное состояние. Человек становится зависимым от вещей, потому что они – условие возникновения удовольствия. Но…. кто (или что) организует процесс, тот (то) и влияет своей сутью на него. Поскольку вещь гламурна, то и телесное состояние в основе своей гламурно: быстро возникает возбуждение-встряска, которое оценивается мозгом как «привлекательное», «роскошное», «блестящее», «сверкающее», однако, беда! – кратковременное. Поскольку неестественное, неподлинное, не сущностное. Поэтому, для того, чтобы его удерживать, приходится часто искусственно его воссоздавать. И здесь в поддержку приходит инсайт: нужно разработать «внутренний стиль». То есть, гламурности вещи должны соответствовать и определенные движения, продиктованные их спецификой и подчеркивающие своей привлекательностью привлекательность их владельца.

Приведу всем понятный и невинный пример из области современной моды: известно, что женщинам трудно ходить просто и естественно на каблуках в 12 см. Такие каблуки не функциональны. И походка не функциональна, т.е. не служит наиболее полной связи человека с землей. Зато, очень привлекает взгляд мужчин, оборачивает их внимание на ноги и колышащийся таз и, тем самым, возбуждает влечение. Или: практически невозможно в тесно облегающей блузке, да еще и прозрачной, выражать любое не индифферентное состояние естественными, спонтанными жестами. Покрой сдерживает движения, подстраивает под себя. Жест получается неестественным, скованным. Поскольку основная идея сводится к сексуальности, то в скованный жест вкладывается намеренно-сексуальный оттенок. То же – с интонациями, взглядом. Возникает привычка так двигаться, говорить, дышать, глядеть. Через эти, искусственно вызванные, состояния и двигательные привычки тело и телесность становятся «гламурными», неестественными.

Ларионова Юлия: Похоже на бижутерию.

Е.Г. Совершенно верно. Как бижутерия отличается от натурального камня и благородного металла, так же и гламурная телесность отличается от натуральной телесности, носителем которой может быть только естественный человек: естественно реагирующий, ощущающий и проявляющий себя, естественно мыслящий – явление редкое в постиндустриальном обществе. И, надо сказать, развивающееся только при наличии практики духовно ориентированной обычной жизни – тогда совершенно не важно, что человек одел на себя. Причем, естественность – функциональна в высоком смысле понятия. То есть, ориентация телесности на сущностное сообразна природе вещей и человеческих отношений. В этом – высокая функциональность.

Ларионова Юлия: Но каков смысл гламурной телесности? Какое она несет послание?

Е.Г. Я подразумеваю под телесностью видимую часть человеческой души, выраженную телесно. Так вот, если в глаза бросается телесное жеманство (манерность), значит, душу тянет на гламур. Через это, на мой взгляд, телесность (телесная душа) «адепта» гламура несет послание: «хочу выделиться, ведь я необычна, я необычна – и этим выделяюсь. Только необычное может быть совершенным».

Ларионова Юлия: Манерность выражается в подчеркнутой мультяшной угловатости?

Е.Г. Я обнаружила два мотива: «робот» и «кошка». Либо (вне зависимости от пола) «адепты» выбирают искусственно-изломанный образ, двигающийся, как на пружинках, туда-сюда с деланной развязанностью и распущенностью, непременно подчеркнутой артикуляцией речи и магически-агрессивным взглядом. Позиционируется «мускулинность». Либо (вне зависимости от пола) – образ, гипнотизирующий своими закругленными соблазняющими движениями, томным взглядом, тягучей речью с придыханием и мягкими акцентами на суггестивно-важных словах. Позиционируется «женственность». Градации – от намеков до карикатурно-выраженных признаков. В первом варианте – «техногенная сексуальность» робота, во втором – животная сексуальность.

Человека нет.

Ларионова Юлия: А могут ли эти искусственные ужимки существовать в другом контексте? Или в другом контексте все это разрушается?

Е.Г. В другом контексте не только ужимки, сам такой человек не может существовать. Только в соответствующей, гламурной, реальности. И она очень сильна, поскольку силен эгрегор гламура – энергоинформационное образование, сообщающее основные послания и контролирующее их выполнение. Хоть термин «эгрегор» пришел из оккультной области, но он корректно описывает ситуацию. Не стоит делать вид, что речь идет только лишь о заинтересованности в вещах. Гламур – пристрастие и приверженность, а это – основа любой идеологии, потому что приверженность основана на системе ценностей и вере. Здесь ценностью считается вещь. И обязательно необычная, броская, блестящая, придающая «силу». В нее и верят.

Ларионова Юлия: Так какие психологические императивы, чувства доминируют в гламурном сообществе?

Е.Г. Во-первых, это суггестивное послание эгрегора: «Обычное просто и скучно. Будь необычным, выделись!». Во-вторых, это магическое желание овладения и управления. И, в – третьих, это страхи: не соответствовать стандартам, не быть принятым в сообщество, внутри которого были разработаны технологии быстрого получения состояний, развивающих магическую сексуальную силу.

У претендента на место в гламурном сообществе возникает растерянность и испуг – «вдруг не получится, вдруг не выйдет, вдруг меня там не примут». Потому – напряжение от страха естественных, не гламурных, реакций. Это – смущение перед уверенностью представителей гламура высокого и среднего уровней. И претендент начинает в себе культивировать гламурные интонации, жесты, движения, придыхание, ужимки, определенные – «одобренные» – позиции тела, «скованную раскованность» и деланное смущение. К примеру, в проекте «Фабрика звезд» серьезно работают на то, чтобы «фабриканты» манерно двигались, говорили, присюсюкивая и растягивая слова. Русский язык там не похож на русский. Претендент должен выжать из себя признаки гламурной телесности.

Ларионова Юлия: Формируется новый социальный стандарт – естественная неестественность?

Е.Г. Нельзя сказать, что это уже полноценный стандарт – все люди разные и предрасположены к разному. Но гламур очень быстро занимает пространство стандартов, так как потакает легким способам достижения социальной успешности через владение вещами и внешне-эффектные вид и поведение.

Ларионова Юлия: Желание заслужить одобрение законодателей гламура становится не просто пропуском в этот мир, но такой отливкой, по которой строится вся прочая жизнь?

Е.Г. Конечно. Но приходится испытывать большие напряжения, чтобы поддерживать нужный градус гламурности. Как правило, напряжения, связанные со страхом социального отвержения, группируются в шее, а от нее распространяются к пояснице, внутренней стороне бедра, коленям и стопам. Даже «мотив кошки» не избавляет от них. Поэтому, когда претендента наконец-то принимают в гламурное сообщество, он расслабляется в зонах напряжения. Здесь четкая ассоциация: чтобы наработать гламурные стандарты, надо напрячься. Принятие и одобрение сообщества связаны с приятным расслаблением: подтверждено необычное совершенство. Увы, расслабление очень краткосрочно, и тело очень скоро вновь становится деревяным. Откройте любой глянцевый журнал, и вы это увидите. А гонка продолжается за новым уровнем имиджа, и вновь возникают напряжения в описанных зонах, но более интенсивные ….Беда в том, что напряжения – лишь крохотная и самая безобидная часть феноменов гламурной телесности. Большая и наиважнейшая часть феноменов связана с сущностью гламура – обманом. Возникающим на основе самообмана.

Ларионова Юлия: О каких феноменах, обмане и самообмане идет речь?

Е.Г. Боюсь, на этот вопрос я быстро и коротко не отвечу. Поэтому буду отвечать по пунктам и начну издалека. Желание привлечь к себе внимание происходит из обычной человеческой потребности в любви. Ребенок готов быть послушным, ученик – отличником (известная ошибка учителей: «он хороший ученик = хороший мальчик»), клерк – исполнительным, домохозяйка – изобретательной, прежде всего, потому, что это – отработанные социальные формы и способы достижения любви. Точнее, ее эрзаца, фальшивки. Те люди, которых в детстве любили безусловно, не склонны делать что-либо для привлечения внимания. Скорее, к ним внимание «привлекается» – их комфортной простотой, притягательным внутренним ритмом, самодостаточностью, уверенностью, волей.

Но, к сожалению, дети в подавляющем большинстве случаев недолюблены. И, по мере взросления, они ищут способы, гарантирующие любовь. Ищут, как правило, либо через соглашательство, либо через бунт (эпатаж). Связывая в посланиях воедино такие свойства, как «необычность», «совершенство», «принятие», «вещи», гламурная реальность через эпатаж уводит человека в иллюзию от реалистического решения главной потребности – потребности в любви. И это есть обман и аверс связи гламура с человеком. Реверс показывает нам другую картинку: гламурная реальность завлекает своими прелестями и всего лишь предлагает взбунтоваться и уйти в иллюзию. И человек сам выбирает легкое и быстрое «решение» проблемы любви и отвержения. И это – самообман.

Ларионова Юлия: Могли бы Вы привести какой-нибудь пример из своей практики, в котором будут видны все эти явления и феномены?

Е.Г. Конечно. За прошедший год ко мне за психотерапевтической помощью, среди прочих, обратились трое – две женщины и один мужчина. У всех троих схожая беда: потеря смысла жизни. Возраст – от 30 до 38 лет. Все – выше среднего достатка, большие поклонники и верные последователи гламура +/- 15 лет. Это – недолюбленные дети, которые не сумели в раннем подростковом возрасте доказать своим директивным/безразличным родителям самоценность, значимость собственного выбора и пр. Большую часть своего дохода эти клиенты тратили на одежду и вещи. Все трое ушли из психотерапии, не дойдя до четвертого-пятого занятия, невзирая на предупреждение, что это небезопасно. Никто не выразил интереса к личностному развитию и росту, невзирая на то, что двое из них усиленно посещали фитнес, один – йогу (?!). Все трое обесценивали религиозность. Каждый из них на первой же сессии описал типичный симптомокомплекс: низкое либидо и высокая истощаемость, отсутствие ощущений, неустойчивая эрекция/затрудненная эякуляция, аноргазмия, неустойчивый сон. Был отмечен типичный рисунок телесных напряжений «шея/поясница/внутренняя сторона бедра», слабые колени. У всех троих гламурность проявлялась в телесности как «мотив кошки».

У всех – отсутствие привязанности к родителям (флуктуации – от безразличия – через бунт/демонстрацию пылкой любви и внимания – к ненависти) и напряженные отношения с членами своей семьи. Всем были свойственны зависть, язвительность, недовольство всеми вокруг, высокая подозрительность и склонность презрительно отзываться о друзьях. В то же время, не-безразличие к чужому острословию и признанию, вплоть до слез (у женщин). У всех высокие гипнабельность и внушаемость специфического вектора: на социальные рост и привилегии (общие гипнабельность и внушаемость, наряду с этим, как бы низкие). Характерными были чувство одиночества, тревожные состояния, раздражительность вплоть до истеричности, подавленность; фантасмагорические сновидения с мотивами чудовищ, преследований, горящих домов, презентаций, достижений и наград. Причем, мотивы сновидений перерождались в страхи наяву, а у одной бывали и случаи дереализации. Наиболее интересными для меня маркерами были ритмические нарушения телесности (это – очень сложно диагностируемое явление), эдакая внутренняя телесно-духовная «хромоногость», как будто, в своем жизненном ритме эти люди все время припадают на одну конечность, но этого не замечают.

Ларионова Юлия: А как Вы считаете, они знали о «виновнике» своих состояний?

Е.Г. Они считали виновниками своих состояний родителей, но не хотели с этой проблемой работать. Никто не сомневался в правильности своего выбора быть причастным гламуру, более того, каждый из них выразил презрительное отношение к тем, кто не входит в гламурный мир. И это – невзирая на то, что самым показательным маркером «правильности» их выбора было одиночество. Здесь же находится ответ на вопрос, почему в гламурных тусовках так любят черную магию: потому что это, как там считают, – возможность силой подчинить себе людей и мир. На самом деле – только призраки людей и мира. Но …даже, когда плохо, сил отказаться от гламура нет. Для изменений нужна серьезная мотивация. А гламур сам в основе своей содержит очень серьезную мотивацию: очарование других своим необычным совершенством! Выглядя, как чисто внешнее явление, гламур, на самом деле, «триедин» и имеет психологические, телесные и этические признаки. На поверхности виден шик и блеск, далее – слой серьезных психологических проблем, а под этими двумя слоями – этические нарушения: зависть, жадность, лень, тщеславие, злоба, похоть, честолюбие. Стремление к необычному совершенству отвлекает от естественного проживания, и за это расплачиваются страхом.

Ю.Л. Соблазнительно, конечно, на этом предложении остановиться, но мне все же хочется задать еще один вопрос: неужели из-за гламура придется поставить знак равенства между любовью к красивым вещам и анти-этикой?

Е.Г. Нет никаких оснований ставить такой бессмысленный знак равенства. Ведь любовь к изысканной одежде и вещам всегда отличала представителей высокой элиты (но она-то как раз и была хранительницей высоких этических принципов в светском обществе!) И это – лишь частное проявление любви к красоте. Более того, хоть гламур имеет истоки в среде аристократов, подлинная элита всегда относилась к гламуру с иронией и сарказмом. Его ведь можно идентифицировать с «понтами», и только те представители высшего сословия, которые отличались дурным вкусом и склонностью «кидать пыль в глаза», были приверженцами гламура.

А теперь мы имеем широко развитое социально-этическое явление: гламурная реальность открывает широкие врата для тех, кто не желает, ленится и страшится реалистично смотреть на свои душевные проблемы и выбирать работу с ними (всего-то!). Это приводит огромное число людей к вере в вещь, иллюзию и деструкцию.

Но!......человек – единственное существо, обладающее свободой выбора. Поэтому, быть или не быть адептом гламура – это вопрос выбора. Рождаемость-то повышается!.....?



Источник: www.telesnost.ru





est | 03 сентября 2009 г. | 16:33:55
бред
user | 07 июля 2010 г. | 10:43:00
сложная в чтении, но очень интересная статья - читая анализировала свой опыт =)
гость | 30 августа 2010 г. | 16:11:59
полностью согласна с Еленой. сейчас мало свободных людей, многие зависят от шика, вещизма и так далее, да так сильно зависят, что забывают о себе самом. ведь важно знать кто ты есть для себя на самом деле = ) страшно обращаться к себе самому - это глобальная проблема реального времени, ну чтож люди сами вибирают!
Нана | 21 сентября 2010 г. | 11:48:45
Спасибо за статью.. Доходчиво, с серьезным анализом о явлении гламура написано. Так любопытно читать коммент выше-"бред"... того, кто не понял статьи))
Показать все комментарии


Добавить коментарий

Вход для психологов


Имя:

E-mail:

Текст:

Уведомлять меня о новых комментариях к этой статье



";

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?