Психологический навигатор - Сайт психологической помощи
Психологический
навигатор
Психологическая помощь
Более 2500 профессиональных психологов по всему миру







Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype
Арутюнян Анна Юрьевна
Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...

Рейтинг психолога: 10 10

Психолог Корж Мария Александровна
Корж Мария Александровна
Психолог-консультант, тренер

Рейтинг психолога: 10 10


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Коновалов Андрей Евгеньевич
Психолог, психотерапевт, индивидуальные...

Рейтинг психолога: 10 10

Психолог Стригин Иван Алексеевич
Стригин Иван Алексеевич
Клинический психолог, экзистенциальный...

Рейтинг психолога: 10 10

Психолог Русецкая Жанна
Русецкая Жанна
Психолог имидж-аналитик

Рейтинг психолога: 1 1

Психолог Панфилова Наталья Александровна
Консультация по Skype
Панфилова Наталья Александровна
Психолог, супервизор и личный терапевт,...

Рейтинг психолога: 10 10

БЛОГИ | Шпичка Алексей Васильевич | Все записи психолога |
|

О ПРИВЯЗАННОСТИ



Про детей второго и третьего года жизни, находившихся в течение определенного времени в круглосуточных яслях или в больнице, где для них были созданы обычные для таких учреждений условия. Это значит, что ребенок лишался заботы своей матери и всех обычно окружающих его лиц, а также привычной обстановки и вместо этого оказывался в незнакомом месте, где за ним ухаживали сменяющие друг друга чужие для него люди.

В такой обстановке ребенок в возрасте от одного года и трех месяцев до двух с половиной лет, никогда прежде не расстававшийся со своей матерью и чувствовавший себя достаточно защищенным рядом с ней, обычно демонстрирует вполне прогнозируемую цепь поведенческих реакций. Его поведение проходит три стадии с точки зрения того, какое отношение к матери у него доминирует. Мы описываем их как стадии протеста, отчаяния и отчуждения.

Первая стадия — стадия протеста, может начинаться сразу или с задержкой; она длится от нескольких часов до недели или больше. В этот период малыш переживает острое горе из-за разлуки с матерью и стремится вернуть ее, пуская в ход все свои ограниченные возможности. При этом часто он громко плачет, трясет свою кроватку, бросается из стороны в сторону, жадно ловит любой звук и всматривается в других людей, надеясь, что его мать вернется. Все его поведение говорит о том, как сильно он надеется на ее возвращение. В то же время он может отвергать всех, кто ухаживает за ним; хотя отдельные дети начинают отчаянно льнуть к няне.

На второй — стадии отчаяния, которая сменяет стадию протеста, все еще заметно, что ребенок переживает отсутствие матери, Хотя его поведение чаще свидетельствует о том, что он теряет надежду на ее возвращение. Физические движения ребенка становятся менее активными или совсем прекращаются, и он может подолгу монотонно плакать. Он пассивен, вяло реагирует на окружающее, ничего не требует, и создается впечатление, что он находится в состоянии глубокой печали. Это более пассивная стадия. Иногда совершенно ошибочно считают, что она свидетельствует о том, что ребенок стал успокаиваться.

Поскольку ребенок начинает больше интересоваться окружающим, третью стадию — стадию отчуждения, которая рано или поздно следует за стадиями протеста и отчаяния, часто с удовлетворением воспринимают как знак того, что состояние ребенка нормализуется. Ребенок больше не отвергает нянь; он принимает их заботу, а также еду и игрушки, которые они приносят, может даже улыбаться и вступать в общение. Некоторым эта перемена кажется удовлетворительной. Однако когда ребенка навещает мать, выясняется, что не все обстоит благополучно, потому что у ребенка поразительным образом исчезают проявления сильной привязанности к матери, нормальные для его возраста. Вместо радости при встрече с матерью он проявляет отчужденность и равнодушие; вместо плача можно увидеть, как он отворачивается с безразличным видом. Кажется, что он утратил к матери всякий интерес.

Если его пребывание в больнице или в круглосуточных яслях окажется продолжительным и если (что обычно и происходит) он станет поочередно привязываться к разным няням, рано или поздно оставляющим его, то опыт первоначальной потери матери для него будет повторяться, и со временем его поведение будет свидетельствовать о том, что ни материнская забота, ни контакты с другими людьми для него не имеют большого значения. После целой серии горьких переживаний, связанных с потерей нескольких «матерей», к которым он чувствовал доверие и привязанность, он будет постепенно все меньше испытывать к ним теплые чувства и, в конце концов, вообще перестанет привязываться к кому бы то ни было. Он будет больше сосредоточиваться на себе и вместо того, чтобы направлять свои желания и чувства на людей, чаще станет стремиться к конкретным благам: получению сладостей, игрушек или еды. Ребенок, живущий в детском учреждении или больнице и достигший такого состояния, больше не будет огорчаться смене или уходу няни. В родительский день он перестанет проявлять свои чувства к близким людям. Возможно, им будет больно от того, что ни они сами, а принесенные ими подарки стали объектом живого интереса их ребенка. Им будет казаться, что он весел, освоился в необычной обстановке, внешне спокоен и никого не боится. Но эта общительность поверхностна: ему просто больше ни до кого нет дела.

Боулби — «Привязанность»



Дата публикации: 27 декабря 2017 г.


Добавить новый Комментарий

Комментарий:




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

Психологическая помощь


Профессиональные психологи в городе $g_town.

Единый каталог психологов

Более 2500 профессиональных психологов по всему миру.

Псикологическая помощь. Консультация по Скайп.

Консультация по Skype

Запись на консультацию психолога по Skype.

Лучшие профессиональные психологи.

Рейтинг психологов

Лучшие практикующие психологи Псинавигатора.

Бесплатная психологическая помошь по телефону

Телефоны горячей линии

Бесплатная психологическая помошь в вашем городе .

Бесплатная онлайн психологичская помощь

Онлайн консультация психолога

Общение с профессиональным психологом в чате.