interview
Александр Митта - знаменитый российский режиссер. Автор таких замечательных фильмов, как "Звонят, откройте дверь" (1966), удостоенный Большого приза "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции, "Гори, гори, моя звезда", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Экипаж". В 1991 году Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму "Затерянный в Сибири", которая выдвигалась на премию "Оскар" как лучший иноязычный фильм. Кроме того, Александр Митта писал сценарии, снялся в двух фильмах Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь", преподавал в Германии и США.
Психологический Навигатор: Александр Наумович, наш портал посвящен психологии. А это тема очень широкая. О чем Вам было бы интересно говорить в рамках того, что относится к психологии?
Александр Митта: Пожалуй, мне интересно было бы поговорить об одиночестве. По-моему, это одна из важнейших тем для каждого человека. Все испытывают чувство одиночества. У Формана в «Полете над гнездом кукушки» есть такая сцена: медсестра отвечает на вопрос, почему закрывают спальни: «Находиться в коллективе гораздо здоровее». И один больной спрашивает: «Вы утверждаете, что одиночество вредно для человека?» Так что это проблема серьёзная.
ПН: Каждый человек подвержен чувству одиночества?
Александр Митта: Думаю да. И главное – это чувство не зависит от того, окружены мы людьми или нет. Мы можем быть в постоянном общении с другими и быть одинокими, а можем быть формально одинокими, но этого не чувствовать. Взять, например, те массы людей, которые тусуются, пляшут и скачут, сидят в компаниях, но стоит им лишь остаться одним - чувство одиночества огромным бременем наваливается на них.
ПН: Одиночество – это бремя?
Александр Митта: Для кого как. Для многих людей – бремя. Они не умеют использовать одиночество себе во благо и пытаются от него убежать. А для некоторых людей, например, для меня – одиночество является продуктивным временем. Именно в одиночестве рождаются новые идеи, можно обсудить самому с собой всякие важные вещи. Лично для меня проблема заключается в нехватке одиночества. Но я сейчас имею в виду именно состояние одиночества, а не само чувство.
ПН: А что делать с чувством одиночества?
Александр Митта: Я уже сказал, что на самом деле человек всегда одинок. Очень хорошо сказал Феллини: «Он подобен Колумбу. Он хочет берега, а команда хочет домой». Он это сказал про режиссера, но это относится к любому человеку. Мы все подобны Колумбу в каком-то смысле. Но некоторые люди плохо переносят это чувство, не могут философски отнестись к этому. И начинают придумывать рецепты, как от этого чувства избавиться. Часто женятся, рожают детей, много работают – и все, чтобы отодвинуть от себя это чувство. Вон, посмотрите, все глянцевые журналы полны советов, как избавиться от чувства одиночества.
ПН: А Вас иногда угнетает чувство одиночества?
Александр Митта: Иногда угнетает. Но у меня есть свой способ с ним справляться. Я начинаю активно действовать. Например, недавно, у меня было такое неприятное состояние, что мне казалось, что я вошел в профессиональный кризис, что ничего у меня больше не получится. Тогда я придумал себе преподавательский курс, чтобы общаться с молодыми ребятами. У меня полно желающих, я езжу по разным странам, преподаю. И это здорово помогает выйти из кризиса и избавляет от чувства одиночества. Снова появляется азарт писать, что-то новое придумывать.
ПН: Получается, что если наваливается чувство одиночества, то избавиться от него можно только с помощью активных действий.
Александр Митта: Все хорошо в меру. Активность необходима, безусловно. Без нужного стресса мозги вянут. Если нет напряжения, то человек скисает. Но, с другой стороны, можно попытаться найти и позитивные моменты в чувстве одиночества. Я о них уже сказал. Например, остановиться, подумать, что-то для себя важное решить.
ПН: К сожалению, далеко не все люди готовы конструктивно подходить к этой теме.
Александр Митта: Да, люди боятся этого чувства. Спасаются, как могут, от него. Да и не только к этой теме люди часто не в состоянии подойти конструктивно. Например, мало кто способен адекватно использовать предлагаемые обстоятельства.
ПН: Что Вы имеете в виду?
Александр Митта: Я имею в виду то, что мы можем попасть в совершенно разные жизненные ситуации. В том числе и сложные. И одни люди в этих ситуациях раскисают, а другие мобилизуются и не сдаются.
ПН: Например?
Александр Митта: Ну, например, масса актеров не могут пережить то, что больше не являются знаменитостями. Их популярность проходит, и жизнь превращается в кошмар – люди ломаются, спиваются. Но встречаются и другие варианты. Во время съемок фильма «Москва любовь моя», я познакомился с японской актрисой, которая на тот момент была очень популярна. Потом пришло новое поколение, и она исчезла с экранов. Но это ее не раздавило, она собрала себе маленькую труппу и ездит с ней по провинции. В результате заработала себе целое состояние.
Или, например, Вениамин Смехов. Когда его перестали снимать, он стал спектакли ставить, книжки писать. А сейчас пришло время, и оказалось, что он в прекрасной форме. И он снова стал звездой.
Поэтому очень важно не терять самоконтроль, очень важно уметь преодолевать трудные моменты жизни.
ПН: А какие качества позволяют преодолевать трудности?
Александр Митта: Желание жить. Это во-первых. Во-вторых, ответственность за людей, которые от тебя зависят. Если у тебя семья, близкие, которых нужно кормить, то ты уже не можешь позволить себе сильно расслабиться. Ты должен быть сильным духом. В-третьих, интеллект.
ПН: А как вы думаете, можно ли воспитать в себе силу духа?
Александр Митта: Теоретически да. Во всяком случае очень много успешных людей начинали с того, что они были увечные, больные, им надо было избавляться от какой-то травмы. Без конца читаешь эти истории. Но эти люди выжили, поднялись наверх.
ПН: А кино может воспитывать в человеке силу духа?
Александр Митта: В каком-то смысле, да. Но я вообще против того, чтобы наделять кино воспитательной функцией. Мы смотрим тысячи картин, и если бы они воздействовали на нас, нами бы так манипулировали! Это были идеи Сталина - управлять человеческими душами, и Ленина, считавшего, что кино – важнейшее из искусств, потому что оно влияет на людей. Но, на мой взгляд, именно так рассматривать кинематографическое искусство ужасно.
Другое дело, что кино может показать тебе какие-то иные ценности, которые ты не понимаешь, оно может расширить твоё понимание жизни. Иногда оно как будто глаза промывает, и ты начинаешь лучше видеть окружающий мир.
А еще кино может сделать нас счастливее. Во всяком случае, меня несколько раз кино делало счастливым. Форман, Довженко, Параджанов, Герман…Они смогли выразить в красоту мира также, как хотел бы я. Когда ты видишь, что человек воспринимает мир так же, как ты – это счастье.
ПН: А как вы относитесь к фильмам без хеппи-энда?
Александр Митта: Очень хорошо. Это заблуждение, что обязательно должен быть хеппи-енд. Да, герой должен выполнить до конца всё, что от него зависит. Но из этого не следует, что он обязательно побеждает. Победа важна, но это может быть не победа личности, а победа идеи. Герой может умереть, но своей смертью он сделает так, что идея восторжествует.
И еще по поводу кино. Возвращаясь к теме одиночества, кино – сильный и мощный способ пережить его. Если чувство одиночества переживается тяжело, идите в кино! Хороший фильм сможет поддержать упавший дух, поднять жизненную активность и снова настроить на успех.