articles Каковы защитные механизмы личности?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Каковы защитные механизмы личности?



Грани личности

Эля — моя студентка. Она работает учительницей в школе. К урокам готовится тщательно. У нее почти нет свободного времени, потому что она увлечена своей профессией. О своих учениках рассказывает увлеченно, с любовью. Порою кажется, что вся ее жизненная энергия тратится на собственное ремесло. Предложения о возможном ином поприще отвергает решительно: "Неужели можно бросить моих детей? Их уже и так бросали...."

Читаю в ее дневнике: "Я была очень правильным и ответственным ребенком". В школе пришлось испытать разочарование в дружбе. "Как-то в один из учебных дней мы пришли на последний урок, а учительницы не оказалось. Вероятно, она заболела. Мы подождали. Потом я предложила сходить к завучу, спросить, можем ли мы уйти домой. У меня не было ни грамма сомнения, что нас отпустят. Это была лишь формальность, для успокоения совести. Но все ребята моего класса злобно зашипели на меня. Надо просто уйти, а то нам поставят замену, и мы будем досиживать урок до конца. Мы поспорили. Моя подруга Галя была на моей стороне. Я решила сходить к завучу сама и в случае чего попросить замену. Поднялась по лестнице и уже за спиной случайно услышала грубые оскорбительные слова Гали по моему адресу. Она назвала меня сволочью, процедив это сквозь зубы. Этого я от нее никак не ожидала. Я, сама не своя, поднялась в кабинет завуча, спросила об уроке, и нас, как и предполагала Галя, официально отпустили. Я сошла вниз и сказала об этом одноклассникам. Я ни слова не сказала Гале, но мои отношения с классом стали усложняться. Галя настроила против меня всех, мне объявили бойкот. Два с половиной месяца со мной никто не разговаривал… Я плакала, хотела перейти в другую школу".

Иной читатель, прочтя эти строчки, усмехнется. Подумаешь, правильная девочка. Экая невидаль — бойкот... Припомним, однако, что в античной Греции остракизм считался наказанием хуже смерти. Да и мы сами помним, к примеру, какой катастрофой обернулось такое мщение для героини фильма Р.Быкова "Чучело". Мы как будто впервые узнали тогда, что такое детская жестокость и как она отзывается в душах людей.

Эля не выдержала заговора молчания. Она написала о своих страданиях самой, как ей казалось, доброжелательной девочке Юле. Та понесла письмо Гале. А ведь Эля просила письмо о своем одиночестве никому не показывать. Устроили коллективную читку. Какой удар по гордости и душевной ранимости. Второе предательство! Эля пишет, что, став студенткой Московского педагогического государственного университета, она и вовсе закрылась. Ее считали непробиваемой стеной. К несчастью, у Эли умер отец. Это завершило процесс ее отчужденности.

В начале терапевтической работы Эля написала в дневнике, что она ощущает себя воробьем, который сидит, нахохлившись, опустив голову. Для достоверности она даже нарисовала этого воробья. Через две недели, излагая свои ощущения от аутотренинга, Эля запишет: "Я в большом глиняном яйце. Во время аутотренинга и лекции по психоанализу мне казалось, что на меня давят на уровне плеч стенки этого яйца..."

По всем предметам Эля получает отличные оценки. Лекции, даже не очень интересные, посещает без пропусков. К экзаменам готовится истово, на пределе возможного. Нередко занимается ночью. Однажды отказалась сдать мне экзамен, сославшись на недостаточную подготовленность. Мое предложение получить свою законную пятерку по результатам сессионной работы отвергла с возмущением. Сдала через несколько дней по полной программе...

Мне стало казаться, что в личности Эли прочно укоренился трудяга Сальери. Как и прославленный композитор, она упрямо играла гаммы, даже не рискуя отойти от канона. Кто-то с детства внушил девушке, что у нее нет выдающихся способностей и поэтому она может добиться своих целей только усиленным трудом.

Между тем мне казалось, что Эля одарена, но попросту задушила в себе Моцарта. Мысль о том, что можно приобрести знания путем наития, дерзкой духовной-авантюры, душевным вздетом. Эля отвергала с порога. При этом она обнаруживала поразительное упрямство. Даже мнение педагога, который вроде бы и призван усматривать неординарность, Эля убивала в зародыше. Однажды в ответ на мою шутку, она неожиданно сказала:

— Что-то, Павел Семенович, вас "зачастило"...

Аудитория оценила молодежный сленг и весело посмеялась. Мог ли я тогда предположить, что это агрессивное создание станет для меня безмерно дорогим существом... Как-то Эля пришла на индивидуальный психоанализ (так называется частная беседа с аналитиком). Я узнал, что в семье Эли три женщины: мама и две сестры. Живут вместе своеобразным женским коллективом. В ту пору я ничего не знал об отце Эли. Я спросил об этом очень осторожно. Эля сказала, что отец умер.

Потом Эля рассказывала о том, какую роль в ее жизни играл отец и как его смерть отразилась на всем ее человеческом бытии. Меня лично всегда поражало, как легко примиряются с уходом отца его наследницы! Помню, как одна студентка сообщила о смерти отца таким тоном, словно эта подробность придавала лично ей особую пикантность. Но тут иное. Эля припомнила, как однажды отец сказал ей: "Когда-нибудь я умру..." Они тогда горестно обнялись. Рассказывая об отце, Эля заплакала, тушь растеклась по ее лицу. Я обратил внимание на то, как неожиданно красива была Эля в своем подлинном горе...

Что хотелось мне сказать в связи с этим созданием? Каждый человек имеет возможность развивать всю полноту своей личности. Но как часто жизненные обстоятельства разрушают этот процесс! Можно вполне убежденно загнать себя в узкий проем, вытравить в себе зерна особой одаренности. С Элей этого не произошло. Однажды, отлучившись на заседание редколлегии, я попросил Элю поработать с группой вместо меня. Когда я вернулся, в маленьком коллективе шла увлеченная работа. В Эле зрел опытный аналитик. А вот что написано в последней записи ее дневника: "Я очень сильно изменилась за последнее время и сама это понимаю. Как будто с меня слетела вся чешуя неприятного прошлого опыта". Встретимся ли мы на жизненных перекрестках? Хочется совсем по Чехову спросить: "Мисюсь, где ты?"

Право на счастье

Я часто спрашиваю себя: зачем люди рожают детей? Нет, вопрос не праздный, когда наблюдаешь, как отец или мать планомерно, целенаправленно уродуют личность собственного ребенка, выращивают в нем неврозы и при этом мнят себя опытными воспитателями, идеальными родителями. Вот исповедь 23-летней девушки: "Я чувствую себя одинокой. Мама никогда не называет меня дочкой, но я этого и не хочу теперь... Она лишний раз норовит обозвать меня. Может быть, еще и потому, что она рабочий человек, работает на консервном заводе. Там все женщины такие грубые. Она может быть иногда доброй и заботливой, но только со своими знакомыми, только не со мной. Правда, я тоже с ней холодна. Иногда мы можем с ней поговорить минут 10, потом она обязательно срывается, начинает кричать, а все потому, что я, по ее мнению, задаю глупые вопросы, ничего не соображаю. Поэтому мне лучше молчать, когда она говорит. Она не любит, когда я смотрю ей в глаза, считая, что это глупо. Когда мы с ней разговариваем, я смотрю в сторону. Мы раздражаем друг друга..."

Наташа рассказывает, что в детстве мама старалась все сделать за нее и брата, считая, что они не справятся. Это совершенно убило в них инициативу. Сейчас дети стараются выйти из-под ее опеки, понимая, что иначе их жизнь будет сломлена окончательно. Два года назад Наташа стала встречаться с молодым человеком. Но юноша не понравился маме из-за своей внешности. Маме казалось, что он низкорослый, хотя ростом он с Наташу.

Однажды мама Наташи, порывшись в столе, нашла стихи, которые написал юноша своей возлюбленной. Эти стихи Наташа часто перечитывала, они ей очень нравились и согревали ее душу. Мама же, найдя их, изорвала в клочья. Наташа даже удивилась, как мама, прочтя стихи, не ощутила выраженные в них нежность и теплоту. Можно представить себе горечь Наташи, когда она нашла изорванные стихи. Наташа плакала, она собрала кусочки бумаги и склеила их. Но мама с еще большим остервенением уничтожила их.

Наташа сама сочинила стихи и хотела отправить их Славе. Однако мама обнаружила и эту поэтическую перекличку. Она стала читать сочиненные дочерью строчки с предельным сарказмом. Она откровенно глумилась над чувствами дочери, объясняя ей, что в их семье никогда не было принято говорить о своих чувствах. Это позор!

Кто-то, возможно, удивится, где это я отыскал для иллюстрации такую маму. Просто садистка какая-то! Увы, ситуация эта стереотипна... Я постоянно веду несколько таких историй. Вот, кстати, еще одна исповедь: "С пяти лет я только и слышала от мамы: "Хоть бы ты поскорее выросла. Могла бы сама зарабатывать и кормить себя". Свою маму я ненавижу. Нет, наверное, еще хуже. Она мне безразлична. Меня все в ней раздражает: ее поведение, голос, манера говорить, ее нервозность и ущербность. Вчера я купила себе цветной телевизор. Что тут началось! Моя мама религиозная, она считает, что телевизор—это от беса. Она сказала, что теперь у меня не будет мужа. Не случайно я не хожу в церковь, меня туда бесы не пускают... Мне приходится воевать за все, что, наверное, для обычных людей составляет норму — за бытовую технику, еду, самостоятельность, независимость. В детстве меня спрашивали: "Ты родная мне или неродная?" Если я отвечала утвердительно, получала пощечину. Быть родной — это все равно, что быть обузой для родственников. Нельзя сделать ни одного промаха, надо быть хорошей и послушной".

Помните, я уже приводил пример, когда мама бессознательно калечила жизнь собственной дочери, считая при этом себя идеальной воспитательницей и примерной мамой. Привожу горькие слова, которые произнесла жертва этого воспитания, когда наконец стало ясно, чем это обернулось в судьбе дочери: "Родители рожают детей, чтобы иметь куклу для собственных утех и произвола..."

Позвольте, но разве мама не имеет права влиять на судьбу дочери, следить за ее поведением, помогать в выборе молодого человека? Представьте себе — не имеет... Даже самая идеальная, любящая, благополучная мама несет в своем сознании груз собственной, зачастую неотрефлексированной судьбы, бремя различных предрассудков и элементарной психологической неграмотности. Что делать, если в нашей стране на многие десятилетия исчезла психоаналитическая практика, не издавалась нужная литература, не было консультационных пунктов. Но главное даже не в этом — каждый человек имеет право на собственный поиск своего счастья...

Одна из моих пациенток говорит: "Если я выйду замуж без материнского благословения, моя мама умрет". Я пытаюсь объяснить своей собеседнице, что она обычная жертва воспитания путем устрашения. Ведь дети только и слышат от родителей: будешь есть сладкое, станешь калекой... Перестанешь слушаться маму, погибнешь... Не съешь кашу, пойду и выброшусь с балкона... Я поясняю своей пациентке, что никто еще не умирал от того, что дочка вышла замуж по своей воле. Пациентка грустно кивает головой и неожиданно произносит: "Это вообще-то верно, но моя мама действительно умрет".



Сублимация

Отчего мамы так непреклонны, так победоносны и упрямы? Почему они посвящают свою жизнь неукоснительному контролю за дочерью или сыном? Как правило, это результат собственной непрожитой жизни. Нереализованная психическая энергия устремляется в иное русло. Родители абсолютно убеждены в том, что поступают правильно. Об истинных бессознательных мотивах своего поведения они и не подозревают. Этот защитный механизм 3.Фрейд назвал сублимацией.

Сублимация — это переключение психической энергии из одного состояния в другое. Процесс, противоположный вытеснению, в результате инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения.

С помощью теории сублимации Фрейд пытался объяснить образование высших форм деятельности человека, связывая их с первичными сексуальными побуждениями. Сублимация происходит тогда, когда эти побуждения направлены на объекты или цели, не имеющие никакого отношения к сексуальной сфере, но обладающие решающим значением и ценностью для жизни человеческого рода.

При этом либидозная энергия остается количественно постоянной, но ее качество коренным образом меняется, потому что ее объекты и ее способы действия иные. Человеческая деятельность, как уже отмечалось, по Фрейду, обусловлена сексуальными влечениями, которые требуют удовлетворения. Но всегда ли можно реализовать свои сексуальные побуждения? Разумеется, нет. В этом случае психическая энергия сублимируется, т.е. преображается в какие-то иные формы.

Допустим, молодая мама осталась без мужа. Ее сексуальность не реализовалась. Запасы ее энергии требуют выхлопа. В этом случае она может перенести свою нежность на сына, разыгрывая с ним драматургию невоплощенной чувственности. Бессознательно она будет рассматривать своего сына как сексуального партнера. Как же в этом случае она будет воспринимать появление молодой соперницы? Тут уж вряд ли можно ждать беспристрастности.

В той же мере мама может сублимировать свою чувственность в неприязненное отношение к дочери. Возможно, она бессознательно будет считать свое дитя виновницей ее собственного горя-злосчастья. А может быть, испытает чувство зависти к молодой жизни. Наконец психическая энергия может выплеснуться в убеждение: именно она является идеальной матерью, благородной наставницей, достойным примером для подражания.

Все истории, которые здесь изложены, имеют в своей основе неудовлетворенную сексуальность. Я спрашиваю у одной пациентки об отце. Она отвечает: мама не была в браке. Она просто соблазнила одного женатого мужчину. Других встреч у них не было. Сама пациентка страдает от того, что у нее нет и никогда не было своего парня. Она спрашивает меня: почему мои подруги влюбляются, выходят замуж, рожают детей, а я вдруг осталась в стороне, никак не получается ни с кем ни познакомиться, ни встречаться? Я осторожно спрашиваю у девушки, была ли у нее половая близость. Да, печально признается пациентка, грубо говоря, я просто "натянула" на себя парня. Больше у нас не было встреч, он вскоре женился...

Удивительная вещь — одна и та же прискорбная ситуация передается точно по эстафете. Я называю это трансляцией поведения. У мамы была единственная, спровоцированная близость с мужчиной. У дочери тоже. Что за проклятие такое? Пациентка, о которой я рассказываю, умная, одаренная и даже по-своему красивая девушка. Но она отчаянно одинока. Она хочет любви и радости материнства. Но она не востребована. В своем дневнике она пишет: "Вот и Новый год! Говорят, что пожелаешь себе, то и исполнится. Раньше я верила в это. Так хотелось встретить Новый год вдвоем, а получилось наоборот. Веселила себя, как могла. Вовка даже не поздравил и не пригласил ни на один танец... Раньше я хотела заполучить его просто так, чтобы не быть одной. Но вот мы поехали в деревню, и я поняла, что я ему совершенно неинтересна. Он относится ко мне как к доброй знакомой.

Термин "сублимация" первоначально содержал представление о превращении инстинктивного влечения в нечто социально ценное. Главным образом слово выражало превращение "догенитальных" влечений в несексуальные установки. По Фрейду, причина навязчивого желания сдерживать свои чувства лежит в неспособности предаваться своим сексуальным страстям. Изначальная половая холодность (фригидность) также приписывается последствиям ранних сексуальных травм или кровосмесительных фиксаций, гомосексуальных наклонностей, садистских или мазохистских элементов. Причем последние рассматриваются как сексуальные по своей сути феномены.

Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе. Вот почему, по замечанию Шекспира, мы становимся нравственными, когда слабеет плоть... Подавленная сексуальность находит воплощение в общественно значимых действиях. Она выступает во всеоружии моральной агрессивности, воспитательного пафоса, нравоучительной экзальтации. Даже верующий человек вряд ли сочтет телевизор бесовским наваждением. Элементарно просвещенная мама не станет издеваться над стихами дочери или рвать бумагу; на которую излились слова нежности влюбленного юноши. Любая пожившая на свете женщина знает, как прихотливо счастье, как легко можно принести горе в судьбу дочери. Ясное дело, все эти побуждения — не плод недомыслия. У них глубокий мощный исток, и он обозначен Фрейдом...

Драматургия сублимации

В конце 50-х годов американское телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать ребенка, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории с целью выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с удовольствием пеленали кукол, играли с ними, приобщались к азбуке родительского чувства.

Пример с телевизионным циклом способен обескуражить самого увлеченного теоретика. Ведь подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, в меру сознателен, по крайней мере отдает себе отчет в своих поступках. А тут обнаружилась совсем иная картина. Оказывается, зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации: он радуется и страдает, одержимый подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление обусловливают его поступки. Иллюзия сознательности, будто бы присущая личности, мешает понять скрытые импульсы человеческого поведения.

Проведенные на Западе эмпирические исследования постоянно обнаруживают странную противоречивость в поведении людей. Был задуман сложный эксперимент. Предстояло изучить телевизионные предпочтения "яйцеголовых" (так в соответствии с изжившей себя дисциплиной—френологией, определявшей умственный и духовный потенциал человека по форме черепа, называли интеллектуалов). Их стали расспрашивать насчет телевизионных программ, стремясь выяснить отношение к развлекательным программам, к показу насилия на экране, к принудительной эротизации культуры.

Интеллектуалы сказали свое слово. Они воздали по заслугам этим фантомасам, тарзанам и агентам 007. Но техника опроса позволяла проследить, что же сами "яйцеголовые" смотрят вечерами, чему отдают предпочтение. Оказалось, что, согласно контрольным экспериментам, именно эти непритязательные кино и телегерои поглощают все вечернее время интеллектуалов, запланированное для умственных занятий. Высоко оценивая немногочисленные просветительские циклы, "яйцеголовые", как выяснилось, просто пренебрегали ими.

Как объяснить такое раздвоение мотива и поступка, оценки и предпочтения? Некоторые исследователи, например американский социолог П. Лазарсфельд, ссылались на соображения престижа, на желание многих зрителей скрыть духовную невзыскательность. Такое объяснение имеет известные основания: в современном западном мире действительно господствует престижная символика, статусное потребление. Поэтому-то многие участники опросов искусственно завышали свои культурные стандарты.

Однако только ли в этом дело? Ведь игра в возвышенные запросы велась зачастую неосознанно, в ходе анонимных опросов. Более того, как показывали дополнительные исследования, люди даже не замечали своего лицемерия. В сознательной жизни они оставались вполне логичными противниками псевдокультуры.

У некоторых психоаналитиков возникло подозрение: а не воспроизводят ли участники опросов готовые оценки, стереотипы "культурного человека", сложившиеся в современном обществе? Если так, тогда, может быть, все дело в природе клишированных духовных образований? Правда, излагая свои культурные пристрастия, читатели и зрители обнаруживали вкус, пытались последовательно обосновывать свои предпочтения, что в значительной степени противоречило представлениям об упрощенности, трафаретности мышления опрашиваемых. Пример с телевизионным циклом, рассчитанным на молодоженов, вообще не укладывался в эти социологические версии: ни один человек, заполняя анкету, не заявил бы, что хочет пеленать воображаемого младенца. А между тем такая потребность в нем жила, она была подтверждена популярностью названной серии.

Откуда же возникает у людей готовность поклоняться избраннику, удовлетворять с помощью массовой продукции свои запросы? Из действия некоторых объективных закономерностей психики. Дело в том, что психический мир человека обладает способностью менять свое состояние. Если бы психика человека не располагала таким адаптационным механизмом, она просто не выдержала бы огромной нагрузки.

Однако когда психологическое напряжение достигает пика, психика может переключать свою энергию в иное русло. Так проявляет свое действие механизм сублимации, позволяющий справиться, например, с кризисной ситуацией, переключить психику на иной "канал". Многие революционеры, ученые, находясь в тюрьме, оторванные от активной деятельности, обращались к творческой работе. Так родились, скажем, "Тюремные тетради" Антонио Грамши. Советский ученый Н.И. Вавилов, будучи несколько лет в тюрьме, читал своим сокамерникам лекции по научным проблемам биологии и генетики.

Известен пример, когда один советский архитектор построил в горняцком городке Дом культуры для шахтеров. Разрабатывая проект, он, вероятно, думал так. Чего хочет прославленный угольщик после трудовой смены? Наверняка он хочет оказаться в родной атмосфере. Вот почему Дом напоминал шахту: свисали с потолков шахтерские лампочки, маячил на стене отбойный молоток... Все было бы хорошо, но рабочие не торопились в этот Дом культуры. В его архитектуре и внутреннем убранстве явно не были учтены сложные переливы психики шахтеров.

В нашей культурной практике мы давно уже учитываем данные психоанализа. Когда полярники уходят в рейс, для них снимают специальные фильмы, которые рассказывают о детях, о семье: пусть там, в далеком одиночестве, в условиях сенсорного голодания (дефицита положительных эмоций) они всматриваются в родные лица на экране. Так же поступает и служба психологической поддержки, провожающая в рейс космонавтов.

В жизни конкретного человека нередко рождается ситуация, которая требует сублимационного механизма. Эта молодая женщина была женой известнейшего русского артиста. Его уже нет в живых. Прошли годы, но боль утраты не утихает. Женщина в новом браке, есть дети, но память о самом близком и родном человеке не дает возможности в полной мере ощутить счастье жизни. Нет, аналитик не в состоянии помочь этой пациентке по сути самой проблемы. Ведь мертвого не воскресить. Но мы говорим на приеме о том вкладе, который внес в нашу культуру этот прославленный актер. И тут выясняется, что можно найти средство, которое способно утишить боль. Сейчас молодая женщина собирает воспоминания современников, выпустила книгу, в которой собраны ценные подробности жизни и творчества актера. Говоря языком психоанализа, ее чувства сублимировались. Такое переключение психической энергии помогает женщине реализовать себя и удовлетворить свое желание хоть в какой-то форме остаться с любимым человеком.

Продолжение следует...

ВНИМАНИЕ! Объяляется набор на авторский курс по Психоанализу ( Глубинная психология ) П.С. Гуревича.

Гуревич П.С. Российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН. Специалист по философской антропологии, современной западной философии, философии культуры, клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии. Практикующий сертифицированный психоаналитик. Исследователь нетрадиционных религий и культов. Автор книг по психоанализу.

Возможность получить сертификат или государственный диплом с правом работать по специальности.






Добавить новый Комментарий


Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍