articles
Есть в жизни вещи, которые всех нас тревожат и пугают, но избежать их невозможно: расставание или потеря любимых людей, близких, провалы и неудачи в жизни, все мы теряем молодость, привлекательность, здоровье и постепенно приближаемся к смерти. Эти утраты неизбежны и они являются частью нашей жизни. Мы испытываем неприятные и тяжелые чувства, когда сталкиваемся с такими вещами, но вынуждены их принимать, поскольку иного варианта у нас и нет. И цепь этих потерь и утрат начинается с самого раннего детства . Само рождение ребенка уже предполагает расставание с материнской утробой.
Жак Лакан этот выбор вынужденных утрат продемонстрировал метафорой «жизнь или кошелек». Реальность набрасывается на нас, как грабитель из-за угла и требует: «Жизнь или кошелек!». Оставишь кошелек – потеряешь все. Выберешь жизнь – останешься без денег. Кошелек в этой метафоре – символ матери, реальность – символ отца, разделяющего ребенка и мать. Сам процесс расставания с матерью в психоанализе называют сепарацией. Новорожденный ребенок находится поначалу в состоянии полного психологического слияния с матерью : он – это она и ничего более вокруг не существует, это образ абсолютного всемогущества. Лишь постепенно, по мере того, как в их отношениях становится все больше реальности (когда ребенок все большее время проводит один, испытывая нужду в матери, которая отвлекается на отца), образуется его отдельная психика.
Если мать «достаточно хорошая » (не проводит все время с ребенком, но и не бросает его надолго), то постепенно ребенок принимает реальность, которая прямо противоположна детскому всемогуществу – свою отделенность от матери и абсолютную зависимость от нее. Если вернуться к лакановской метафоре сепарации, то расставаясь с матерью (кошельком) и отдавая ее отцу ( реальности), ребенок получает отделенность ( свою собственную психическую жизнь). Психологическое отделение подобно библейскому изгнанию из рая. Ведь лишившись рая, Адам и Ева обнаруживают разницу полов (мир делится на мужчин и женщин, желающих друг друга), свою смертность (жизнь человека конечна), и дают жизнь своим детям (обнаруживается разница поколений родителей и детей).
Так, каждый из нас проходит этот путь взросления, который заключается в постепенном отказе от детского всемогущества и принятии собственных ограничений :
1)«Моя жизнь, жизнь других людей конечна, время идет и его нельзя остановить!»
2) «Я мужчина/женщина, я не могу быть одновременно мужчиной и женщиной!»
3) «Я сын своей мамы, а потому я не могу быть супругом своей мамы» «Я дочь своего отца, а потому я не могу быть супругой моего отца»
Принятие собственных ограничений (границ) – происходит в течение всей жизни и все мы страдаем, когда наталкиваемся на них. Работа психоаналитика, если к нему обращаются за помощью, заключается в том, чтобы помочь человеку принять страдания , связанные с признанием собственных ограничений. Многие люди сами справляются с собственными страданиями, вызванными разлукой с любимыми людьми, смертью родителей или детей, и т.п. Их страдания не носят патологического характера, поскольку они принимают неизбежность произошедшего и могут это пережить. Помощь нужна бывает тем людям, которые борются со страданием, не желая принять неизбежности происходящего. Они страдают, от того, что не могут принять своих границ. Например, страх смерти – это уже признание того, что смерть существует. Это нормально – бояться смерти. И этот страх смерти полезен, поскольку он спасает нас от преждевременной смерти, он защищает нашу жизнь. Безумец, доказывающий себе и другим , что он бессмертен, полезет в клетку к медведю или будет демонстрировать экстремальную езду на автомобиле, спрыгнет с небоскреба и т.п.
Иной вид страха смерти – страх лишающий нас жизни. «Я не выхожу на улицу, т.к боюсь, что кирпич упадет на голову, под машину пьяного водителя попаду», « Боюсь летать на самолете – они падают» . Либо человек может говорить, что за себя-то он не боится, а боится, за кого-либо из близких, что с ними что-либо случится, если он не проконтролирует их . На самом деле, это отрицание собственного страха и смещение его на свое окружение. В результате такого поглощающего страха человек отказывается от жизни. В случае со смещенным страхом, он к тому же запрещает жизнь и своим близким, постоянно тревожась за них. Но падающие с крыши кирпичи, валящиеся с небес самолеты, террористы, пьяные водители - это ничто, по сравнению с тем, что человек сам делаете с собой, для того, чтобы избежать этих опасностей. Сами защиты от страха смерти становятся намного опасней тех угроз, от которых они призваны защитить.
Бессмысленно бороться с присущими нам ограничениями. Наша жизнь станет намного счастливее, если мы примем свои ограничения. Кто меньше умирает в жизни, тот и живет дольше .