articles Должен ли ребёнок делиться?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Должен ли ребёнок делиться?



«Надо делиться! Кто не делится, тот жадина! Быть жадиной стыдно!» – эти и подобные им призывы в адрес ребенка наверняка станут для него непростой проблемой во взрослой жизни.

Представить что чувствует ваш ребенок, когда слышит в свой адрес такие слова, нам помогут следующие наводящие вопросы:

Отдадите ли вы другому человеку вещь, которой дорожите?
Что вы испытываете, представляя, что вас уговаривают отдать автомобиль – даже если на время, – укоряя, что вы жадина, что вам должно быть стыдно?

Почувствовали? Постарайтесь сосредоточиться на этих эмоциях, удерживая их и ментально «разглядывая».
Интенсивность переживания ребенком эмоциональных состояний не ниже взрослого, а многие механизмы совладания, которыми обладают взрослые, у него еще не сформированы. Игрушки – это его первое личное имущество и часть его пространства. Маленькая машинка за 1000 рублей для него так же важна и ценна, как ваша Тойота за 2 000 000. Когда это имущество у него отбирают, он, как и взрослый, реагирует агрессией, тревогой, страхом. Что касается стыда, который на него пытаются повесить: у ребенка практически нет такой эмоции, пока кто-то не «прицепит» её к нему. Обычно этот стыд переживает тот самый взрослый, находящийся рядом, который пытается укорять и стыдить ребенка, и правильно было бы оставить свой стыд при себе или поработать над этим моментом с психологом.

Защищаться ребёнок еще не умеет и большая часть его защиты это родители. Если родитель в этой ситуации укоряет ребенка или стыдит, это может восприниматься как предательство и он остаётся один со своей проблемой.

Важный момент в подобных ситуациях – эмоциональная среда ребёнка. Эмоции – индикатор наших границ и заглушая эмоции ребёнка «моралью», родитель мешает ему учиться распознавать свои границы. Такое поведение родителя может у ребёнка зафиксироваться так: «защищать своё или отстаивать свои границы – это плохо, стыдно».

Поэтому, разумно было бы научить ребёнка самому принимать то решение, которое для него выгодно: комфортно, спокойно, полезно.

И тут мы возвращаемся к вопросу границ: способность отстаивать свои границы обусловлена способностью их чувствовать.
Когда родитель уговаривает ребёнка поделиться или стыдит, он подавляет его эмоции, к которым ребёнок, наоборот, должен прислушаться и решить сам: хочу я или не хочу отдавать свою вещь?

Итак, если помочь ребенку почувствовать как он хочет поступить, это научит его принимать решение самостоятельно.

Как это сделать?

Задать наводящие вопросы:

Ты злишься, когда у тебя просят это?
Тебе спокойно, если дашь это поиграть?

Еще один важный момент связан с тем, что способность ощущать свои границы – этап в формировании уверенности в себе, когда ребёнок может не боясь отдать свою вещь, будучи уверенным, что может её сам вернуть.
Дети раньше учатся охранять своё, чем понимать, что существует ещё и «чужое», так как стадия осознания своего Я – первый этап в формировании этих установок.
То есть, ситуация, когда ребенок отбирает чужое, а своё не отдает – норма и признак развития.
Отбирать игрушку силой, чтобы отдать другому ребенку, неправильно: это будет расценено как предательство.

Если можете купить ребёнку такую же, предложите: раз тебе это нужно, давай подумаем, что сделать, чтобы у тебя была такая же. Придите к обоюдному решению: пойти в магазин и купить (в диалоге и в поиске игрушки ребёнок должен активно участвовать, чтобы в этом был его результат).
Не следует извиняться перед родителем другого ребенка, если ваш не дает игрушку, даже если чужой ребёнок плачет: это может вызвать чувство вины у вашего.
Более того, отстаивание своих границ – это забота о себе; за это не извиняются.
Как раз родитель ребёнка, который просит у вашего игрушку, должен дать понять, что это чужое и хозяин вправе своё отстаивать.

Возможен еще один подход – равносильный обмен. Но и в этом случае надо предложить ребенку почувствовать самому, помогая ему наводящими вопросами, хочет ли он поменять свой велосипед, например, на гвоздь? Будет ли ему с гвоздём так же весело, как с велосипедом?

Всё это даст вашему ребёнку ощущение опоры и поможет ему выработать правильные модели взаимодействия с окружающим миром. А во взрослой жизни эти эпизоды будут вспоминаться им с благодарностью к вам.

 






Об авторе статьи

`
Осипов Эльдар Геннадьевич

Рейтинг психолога: 7 7

Осипов Эльдар Геннадьевич

Практикующий психолог, гештальт-терапевт, системный семейный терапевт, арттерапевт. 16 лет стажа в научной психологии и 11 лет в психологической практике. Принимаю очно и онлайн.
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍