articles Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)



 

В процессе обработки данных был сформирован психологический портрет среднестатистического респондента исследуемых групп.

Высокий показатель ценности «Развитие себя» у группы средней взрослости свидетельствует о достаточной зрелости личности. Понятно, что ожидать от группы ранней взрослости качеств достаточной зрелости, по меньшей мере, опрометчиво и нелогично. Таким образом, становится понятен и результат обработки индивидуальных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп (370) находится в зоне значимости.

Ряды значений показателя «сохранение собственной индивидуальности» также показывают значимые различия. Усредненное значение этого показателя по группе «родителей» имеет высокое значение (6,12), что означает стремление человека к независимости своих взглядов и убеждений. Надо полагать, что человек, проживший 40 лет, а именно этот возраст является нижней границей средней взрослости в нашем исследовании, может себе позволить свободу взглядов, стремясь как можно меньше поддаваться воздействию масс. И, наоборот, задача ранней взрослости – быть как все, а недостаточная зрелость личности позволяет респондентам группы «детей» быть пока еще не слишком ответственными. Именно это отражается в низком усредненном показателе «сохранение собственной индивидуальности» в группе ранней взрослости. При рассмотрении индивидуальных показателей сохранения собственной индивидуальности мы заметили, что примерно половина респондентов имеют высокие показатели выше уровня 5. Причем прямой зависимости от возраста мы не выявили. Это означает, что в любой возрастной группе есть индивиды, имеющие стремление к сохранению собственной индивидуальности. Однако в группе ранней взрослости это стремление выражается, прежде всего, в сфере увлечений, на фоне активных социальных контактов, высокого уровня общественной активности. Это могут быть увлеченности какими-либо очень редкими, необычными занятиями, создание вещей, которых нет ни у кого другого. Возможно даже одобрительное отношение к неформальным организациям.

Нами было замечено, что высокий уровень сохранения индивидуальности в группе «детей» тестируется у части респондентов при высоких показателях сферы семейной жизни. Это означает с одной стороны стремление строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания убеждения, что свойственно молодости. А с другой - старание сохранить свою независимость даже от членов своей семьи. Это тоже понятно, поскольку ранняя взрослость характеризуется естественным желанием отделиться от родителей и строить свою жизнь самостоятельно. При этом негативный опыт своей семьи не всегда ориентирует молодежь на схожие с родительскими семейные устои.

В проведенном исследовании мы получили высокий уровень показателя сферы физической активности в группе средней взрослости, а его значимость подтверждена значением U-критерия Манна-Уитни. Недаром люди после 40 начинают заниматься, например, йогой, считая, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека. Кстати это вполне соотносится с высокими показателями сохранения собственной индивидуальности, а именно в том, что люди выбирают необычные виды спорта и физической культуры, помогающими выразить индивидуальность человека и стремление к развитию. Кроме того, накопленные группой «отцов» заболевания и снижение в связи с этим двигательной активности и уровня физической энергии, подталкивают людей этой возрастной группы к овладению умения чередовать интеллектуальную деятельность с физической, вести здоровый образ жизни.

В зоне неопределенности оказались показатели сферы профессиональной жизни. Поскольку большинство исследованной группы ранней взрослости – студенты, не имеющие работы, мы предположили, что в другой выборке, где подберутся респонденты, имеющие профессиональные навыки, показатель сферы профессиональной жизни может сдвинуться в сторону незначимости.

Среди показателей ТСЖО лишь показатель субшкалы «результативность жизни» дал значения в зоне неопределенности. Значение самого показателя оказалось достаточно высоким относительно нормы, что означает положительную оценку пройденного отрезка жизни. Ведь поступление в вуз - это первый серьезный выбор для молодого поколения, требующий от них немалого напряжения сил. Видимо достижение этой цели объясняет высокий бал удовлетворенности самореализацией в группе ранней взрослости. Со временем может наступить разочарование в правильности сделанного выбора и при условии обследования лиц возраста, приближающегося к верхней границе периода ранней взрослости показатель «результат» может снизить свое значение, а различия между группами будут значимыми. Можно также предположить, что на более объемной выборке критерий Манна-Уитни также сдвинется в зону значимости.

Таким образом, гипотеза о том, что ценностные ориентации поколений «отцов» и «детей» отличаются незначительно, в основном подтвердилась. А предположение о том, что существуют и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия, подтвердилась полностью. Однако исходя из соотношения общего числа исследованных показателей к количеству показателей, имеющих значимые различия, можно сделать вывод, что миф о проблеме «отцов и детей», скорее всего, лежит в плоскости культуры взаимоотношений, а не ценностных ориентаций. Результаты проведенного исследования показывают существенную близость ценностных ориентаций групп ранней и средней взрослости, несмотря на то, что они принадлежат к разным экономическим эпохам.

 

Полученные нами в ходе исследования эмпирические данные могут быть использованы в работе семейного консультанта в качестве убеждающих доказательств отсутствия конфликта поколений. Использованные в ислледовании тесты подходят для выявления «конфликтных» зон между не только родителями и детьми, но и между любыми членами семьи. Определив значимые показатели ценностных ориентаций членов семьи, можно спрогнозировать зоны их ближайшего развития.

Проведённое нами исследование открывает также перспективу подобного исследования в области бизнеса. Мы полагаем, что группы лиц, имеющие схожие ценностные ориентации будут иметь более высокие групповые результаты деятельности. Если эта гипотеза подтвердится, то предлагаемая методика ислледования может применяться при подборе кадров и в бисзнес-консультировании.

 

 






Об авторе статьи

`
Карпова Людмила Николаевна

Рейтинг психолога: 7 7

Карпова Людмила Николаевна

Сертифицированный руководитель Балинтовских групп профилактики выгорания для специалистов помогающих профессий. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, работаю со взрослым от 21 года как индивидуально, так и в группе,...
Город: Зеленоград Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍