articles Почему новорожденному нужно объяснять, что с ним делают
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему новорожденному нужно объяснять, что с ним делают



    Во многих статьях и книгах по психологии часто встречаются комментарии по поводу того, что беременным женщинам и их мужьям, или просто близким людям будущей мамы стоит разговаривать с малышом, который, пока, сидит у мамы в животике. Он все слышит и понимает, он знает, что его ждут, ему рады. Так же рекомендуют маме слушать приятную музыку. Это создает положительный фон, как для мамы, так и для малыша.

     И вот Ваш малыш появился на свет!

Очень  важно с первых минут жизни объяснять новорожденному, что с ним происходит, и что с ним сейчас будут делать, но не так:-

«Сейчас время 13.00 ты должен выпить 120 грамм молока, отрыгнуть, лечь в постель и уснуть на три часа. За эти три часа ты должен пописать, покакать,  закричать и я подойду и сменю подгузник».

    Так делать не надо!!! А выглядеть это должно примерно так:- « Мой маленький, что ты плачешь? Что случилось? Ну-ка давай посмотрим, что у нас тут, ты пописал. Какой ты молодец. Сейчас мы тебя отнесем в ванную,  откроем водичку, помоем тебя, а сейчас пойдем кушать, у нас вкусное полезное молочко и ты вырастишь здоровый и большой, умный и красивый». (Все ваши действия должны быть озвучены)

      Конечно у каждой мамочки свой набор слов, но важно что бы все ваши действия объясняли малышу, что с ним происходит и как это изменит его нынешнее положение  в лучшую сторону.

     А теперь перейдем к научным фактам и пояснениям, почему нужно делать именно так. 

     Когнитивно- бихевиоральный подход.

Гипотезу о рефлекторной природе деятельности головного мозга впервые высказал И. М. Сеченов в своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1862 г.). Положения рефлекторной теории, сформулированные И. М. Сеченовым, были в дальнейшем разработаны И. П. Павловым, Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным.

      И. П. Павлов всю совокупность рефлексов, протекающих в организме, разделил на две группы: безусловные и условные рефлексы.

       Безусловные рефлексы являются врожденными.  Они относительно постоянны в течение жизни и осуществляются при участии всех отделов центральной  нервной системы. Несколько примеров безусловных рефлексов – дыхательный, сосательный, хватательный и др., все перечислять не стану безусловный рефлекс помогает малышу выживать вне тела матери.

      А вот условные рефлексы мы вырабатываем в течении всей жизни. Формируется условный рефлекс путем временной связи между центром анализатора (обоняние или зрение, тактильные) и центром безусловного рефлекса. Выделение слюны при виде лимона – это условный рефлекс, длительный прием пищи в одно и то же время приводит к условному рефлексу выделения слюны.  Есть масса других примеров. Но суть в том, что у всех этих рефлексов, а по сути действий есть эмоциональная окраска. И если со временем у Вашего малыша появятся все необходимые ему условные рефлексы, то эмоциональную окраску на этапе их формирования можете придать только Вы. И если ребенку не объяснять, что с ним происходит, почему и как это закончится,  то в дальнейшем ему очень сложно называть свои эмоции. В психоаналитическом консультировании это проявляется так:

 - Что Вы почувствовали в этот момент?

- Я не знаю…

- Можете привести еще пример из жизни, где были похожие ощущения?

- Да я не знаю…

- Вы злитесь?

- Я не знаю…

     В последнее время психологи замечают, что людям все сложнее называть эмоции (я злился, был огорчен, раздражен, радовался и др.)

А все потому, что когда ребенок разбил коленку, мать в лучшем случае брала его за руку, тащила в медпункт или домой и там обрабатывала рану. А стоило это проговаривать.  Ты упал (факт), тебе больно (название, формирование  эмоции), я тебя понимаю (вы его видите, слышите и сочувствуете), сейчас мы подуем,  помоем ранку,  перевяжем бинтиком и все пройдет и заживет (он не умрет, ведь если ребенок видит первый раз свое, даже просто исцарапанное тело для него это шок), и ножка будет такая же красивая,  как и была (подтверждение, что все будет как и раньше). Казалось бы, такие простые действия, но они помогут Вашему малышу в следующий раз в подобной ситуации не впадать в отчаяние.  Ведь он знает, что, за чем, почему, для чего и как.

      Вспомните свои ощущения, когда Вы не знаете, чего ждать и как это закончиться, и чувство когда Вы знаете. Вам самим, с каким чувством комфортнее? А ведь для Вашего малыша мир только открывается.

 

      С точки зрения психоаналитической концепции приведу теорию Уилфреда Биона.

      Если говорить очень коротко, то концепция Биона заключается в следующем -  новорожденный  испытывает незнакомые ему чувства голода, холода, сырости  и т.д. (бета-элементы).  У  новорожденного ребенка нет знаний о том, что сейчас придет мать даст ему грудь он поест, уровень глюкозы в крови восстановится и все с ним будет в порядке. Он не знает, что то, что он испытывает,  называется голод и уж тем более он не знает, что голод бывает в тех случаях, когда в крови понижается уровень глюкозы. Но мать знает, что может происходить с ее ребенком она обладает (альфа-элементами) знаниями о том, что происходит и как это можно исправить. Достаточно хорошая мать (по Винникоту) способна переработать (контейнировать) тревогу вызванную чувством голода младенца, словами «Мой малыш проголодался, сейчас мы его возьмем на ручки, покормим, и ему будет хорошо» (при этом мама обнимает, гладит малыша) ребенок успокаивается,  получает еду и все у него хорошо.  То есть  мать приняла бета-функции (крик ребенка)  контейнировала и переработала (трансформировала из бета-функций в альфа-функции - сейчас мы тебя покормим)  и вернула ребенку альфа – функцию (сняла тревогу и удовлетворила потребность). Таким образом, при помощи речи и подкрепляя действием, мать перерабатывает (альфа бетизирует) любую тревогу младенца, тем самым способствуя благоприятному формированию его психического развития.

     Но бывают и более сложные ситуации, когда у самой матери высокий уровень тревожности и рядом нет человека, который бы перерабатывал (контейнировал) материнские чувства.  В таких ситуациях мать не только не альфа-бетезирует  младенца, но и возвращает ему вместе с его тревогой так же и свою.  Такое взаимодействие матери и ребенка приводит к сложным психическим травмам, которые в идеальном варианте должны корректироваться при помощи психоаналитической терапии.

     Говорите со своими малышами! Любите их!

 






Об авторе статьи

`
Федоренко Галина Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Федоренко Галина Александровна

Психоналитик. Групповой аналитик. Арт-терапевт.
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍