articles Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.



Иллюстрация Martin Handford

Время чтения ~ 18 мин.

Часть I.

Холистический подход в психологии, в частности гештальт-терапия, а также теория систем утверждают, что человеческие процессы всегда поддержаны энергией наших потребностей. Теория систем придаёт смысл происходящему, предполагая, что мы все являемся заказчиками определённых изменений. А текущая ситуация нужна нам в качестве саморегуляции. Процесс изменений, начатый пандемией, продолжается.

Системные процессы (а к ним относятся и политический, и военный процесс) - обусловлены. То есть то, что с нами происходит, всегда нам зачем-то нужно. Даже если мы не можем в силу слабости духа и власти психологических защит это осознать и открыто признать. Кроме индивидуальных, у нас есть и коллективные потребности и периодически приходит пора из осознать и удовлетворить.

Попробуем наметить опорные точки для осознания происходящего с помощью психологических инструментов и элементов теории международных отношений.

Реванш коллективного

Думаю, реванш коллективного - самый пугающий и необычный процесс из тех, что происходят последнее время. Долгие годы (30 лет) мы пестовали индивидуализм, разнообразие и рост личности. Во второй половине XX века идеология навязывала коллективизм людям, которые по мере смены поколений перестали в него верить. Как и любое навязывание, в итоге оно вызвало сопротивление и смещение баланса в обратную сторону – сторону выраженного, «дикого» индивидуализма. Который был эффективно продан поколениям, так ждавших перемен. Все эти процессы волновые по своей природе: пожили 30 лет, неустанно пестуя уникальность собственной личности, теперь будем 30 лет жить, пытаясь понять и договориться о том, какие у нас общие интересы, будущее и идентичность.

За эти 30 лет в психологическом смысле мы стали довольно выраженными индивидуалистами, с трудом осознающими коллективное и потребности отличных от нас людей. Выраженность нашего индивидуализма и разных степеней либертарианства стала очевидной во время ковидных ограничений. В сравнении с большинством европейских стран мы плохо реагировали на локдауны. Запреты личных свобод во имя общего блага давались нам с трудом и не очень долго. При этом существует стойкое и устаревшее убеждение, что мы очень послушные - «страна рабов». Но вспомните отношение к локдаунам и прививкам у нас и в других странах. Кто вам кажется послушнее?

Для многих вообще неочевидно, что коллективные потребности существуют, они выросли на волне выраженного индивидуализма. Но пандемия уже задала новые правила социальной жизни (ограничение личной свободы во имя общих интересов). Эти правила должны быть осмыслены согласно новому историческом моменту. Они не пишутся заново, конечно. Ничего нет более старого в мире, чем коллективное слияние в борьбе с другим коллективным слиянием. Государства и народы ведут себя по законам социальных групп. Слияние становится возможно за счет общих интересов, а общие интересы образуются в конфликте с другими общими интересами.

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Разница между коллективными интересами и интересами узких социальных групп.

Она принципиальна и, действительно, связана неразрывно с проблемой уехать/остаться на конкретной географической территории. Узкие социальные группы могут иметь свои собственные интересы, противоречащие интересам больших социальных групп. Видимо, так работает естественный механизм, поддерживающий переселение народов.

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Для России конфликт славянофилов и западников является традиционным, и с точки зрения борьбы за содержание этих общих интересов ничего нового сейчас не происходит, мы на очередном витке самоопределения. Почвенники всегда остаются и защищают свои интересы, ищут почву и общее (народность), уехавшие неизбежно становятся «предателями». Кто не с нами, тот против нас – древний жестокий закон расщепления. Но это только в моменте, а с точки зрения развития ситуации - переселенцы неизбежно становятся посланцами своей родной культуры и хранителями ее ДНК за географическим пределами государства. Большинство осознают это как свою миссию.

Настал конец эпохи индивидуализма и контроля над негативностью?

Не эпохи, закономерного периода. А вот конец эпохи нарциссизма уже точно можно констатировать. Быть лучше кого-то перед лицом ядерной войны и вообще войны – довольно нелепая перспектива. Перед предельными человеческими страхами и бедами все мы достаточно ничтожны. Нарцисс – он про индивидуальные виды спорта, а на повестке – групповые. Конечно, это не значит, что нарциссические расстройства исчезли, нет. Кто их заработал, тот уже и будет с ними жить. Но по наследству они будут передаваться меньше и командный психотип неизбежно поменяется.

А что же гуманизм, дайверсити, осознанное родительство, психотерапия и вот это все? Больше не нужно?

Очень нужно. Больше, чем когда-либо ранее в жирное мирное время. Теперь, собственно, настало время проверить «прокачанный» гуманизм на прочность, на искренность, на реальность. Вы же наверняка замечали, как часто борцы за правое дело полны ненависти и поддерживают черно-белое упрощенное мышление. Они и с ходу переходят на тон, отвергающий диалог. Диалог, который нам так сегодня необходим.

Следующая за осознанием себя, своих индивидуальных потребностей и способов жизни стоит задача научиться вести диалог о коллективных потребностях и коллективном способе жизни. С диалогом на данный момент дело обстоит очень плохо! Мы банально разучились говорить о таких вещах. Необходимо учиться опять. На повестке дня новый общественный договор.

Новая этика требовала сдерживать много негативных чувств ради общего блага разнообразия, теперь эта сдержанность сорвалась с цепи. «Насильная любовь» и любое долгое сдерживание эмоций неизбежно разрушает плотину и контроль за аффектом утрачивается, это хорошо знают все более-менее знакомые с психологией люди.

Пандемия добавила коллективных переживаний ужаса, которые неизбежно переходят в злость, когда мы справляемся со страхом и начинаем анализировать произошедшее. У каждого нашелся свой козел отпущения - тот, кто во всем виноват. Им стали политические лидеры, целые страны, конкретные национальности, философские взгляды, система общественного устройства и т.д. Главное, что больше не надо сдерживаться и признавать свою ответственность за ошибки. И общее благо разнообразия теперь не такое очевидное. Можно ненавидеть без страха и упрека. Негативный аффект вырвался на свободу, нашел для себя каналдля отыгрывания – это и есть психология войны. Однако, рано или поздно мы должны вернуть себе контроль над негативностью и агрессией.

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Рискну предположить, что на данном культурно-историческом отрезке мы дошли до предела своих возможностей познания и признания человеческих различий (индивидуального) и их права на жизнь. Мы дошли до предела ценностной неопределенности, более она невыносима. Мы поехали на следующий гребень волнового процесса (коллективный). В котором найдем идентичность, принадлежность, политическую позицию, общие интересы и сформируем новые границы. Война – это же, в итоге, всегда про границы.

Самое время вспомнить Карла Густава Юнга и коллективную психологию, которая управляется архетипами .

Во времена торжества индивидуализма юнгианство не получило широкого признания, став уделом узкой группы психологов, интересующихся мировой культурой и ее закулисным процессом (бессознательным). Познание коллективного бессознательного (основной концепт) требует слишком глубокого знания широких пластов человеческой культуры и истории. Во времена узких специалистов и такого же «узкого» образования обращение к общечеловеческим процессам и символам затруднено. Однако коллективное бессознательное все равно нашло дорогу к сознанию наших соотечественников в виде астрологии и эзотерики, к примеру. Россияне читают очень много книг по эзотерике и активно готовятся к новому периоду. Только ленивый не знает, что намедни планета «перешла на новый уровень вибраций» и началась эра Водолея, в которой мы синтезируем знания прошлого в новые учения. Поэтому нас всех жестко «заколбасило». И в будущее возьмут не всех.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
«Перед Первой мировой войной все интеллигентные люди говорили: «У нас не будет войны, мы стали слишком разумны, чтобы позволить ей случиться; торговля и финансы сплетены в международный узел, так что война абсолютно невозможна». И после этого всего вспыхнула самая чудовищная битва, какую видел мир».
Карл Густав Юнг

Похоже, правда, на наши, на столетие позже, рассуждения о нарастании гуманизма и глобальной экономике?

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Что же это за такие потребности коллективного скрываются в нашем бессознательном, ради чего нам приходится переживать так много новизны, адаптации и потерь? Что за архетипы активизируются и требуют себе нас, расщепляя и ссоря близких людей? Создавая ощущение, что все вокруг сошли с ума, превратились в рупора больших идей, жертв зеркальной пропаганды и т.д.? Почему ради них люди легко рвут профессиональные, дружеские и семейные связи и этот процесс переживается как неизбежный, фатальный, необходимый, когда мы как индивиды «ничего не можем сделать», кроме как сильно грустить, бояться и злиться, защищая свою «незыблемую правоту» или стыдливо изолируясь у «хаты с краю».

Повестка времени – национальные архетипы, Государство, Новый Герой, Будущее.

Досадный для мирной жизни реванш коллективного срочно затребовал активацию исторического нарратива, национальных мифологем, военных героев и прощание с ценностями прошлого: стабильностью, ускорением, осознанным и диким потреблением. В статье «Закат нарциссической эпохи. Замедление как вызов времени» я описывала ускорение, произошедшее во всех сферах жизни и «проданное» в качестве ценности как невротический симптомом современной культуры. Который нуждается в корректировке и излечении, если хотите. Мы все нуждаемся в замедлении. Ускорение обеспечивалось высокой конкурентной средой, страхом социального поражения, расцветом нарциссической культуры и ростом депрессивных расстройств. Нарцисс-Супермен – главный герой на этой сцене. И сейчас уже очевидно, что он становится в задние ряды кордебалета.

Кадр из к/ф
Кадр из к/ф "Крепкий орешек-3"

Новый Герой будет другим. «Успешный успех» поколений, выросших на нарциссической волне («без капиталистических достижений ты - никто») естественным образом остановлен. Более того, на фоне военных страданий «успешный успех» становится стыдным и бесчеловечным. Война активирует архетип военных героев, а именно победу над страхом смерти. Смерть – последнее, что сбивало с толку истинного индивидуалиста (его ловко утешили идеей жить до 120 лет).

Кадр из к/ф
Кадр из к/ф "Брат"

 

Новый герой – идеалист, он готов побеждать страх смерти ради чего-то высшего, чем его собственная жизнь. А также переживать потери и адаптироваться к неопределенности. Герой преодолевает вездесущую тревогу неопределенности, рискуя определить мир, то есть решить каким будет будущее. Он готов жертвовать стабильностью дабы найти «правду», переделать мир в соответствии с актуальным балансом правды и справедливости. Чувствуете в себе активацию архетипа Героя, ведя сражения на полях социальных сетей и грезя о неясном будущем на своих уютных кухнях?

Образ Георгия Победоносца в живописи
Образ Георгия Победоносца в живописи

Видение истории человечества как мифологической борьбы добра со злом, помогает людям пережить тяжелые времена, поэтому в критических ситуациях, в особенности в периоды военных событий, обществом всегда становятся востребованными образ героя и образ врага. Эта надежная, веками работающая психологическая защита и сейчас в ходу.

Архетип Государства

Некоторые мыслители расширяют область работы Архетипов и выделяют архетип Государства, считая, что расщепление между людьми, культурой и государством (негативное отношение людей ко всему, что связано с государством) ведет к его кризису и возникает угроза крушения государства. Соответственно, в такие периоды мы либо собираемся как муравьи на большую общую работу по обустройству общего государства (соединения себя с общим интересом), либо сдаемся и государство умирает естественным путем (распад или аннексия территорий). Архетипы государств довольно стабильны, то есть в аналогичной ситуации государства действуют по исторической обусловленности своего поведения. Последние месяцы мы можем наблюдать как разные государства ведут себя «как обычно» и довольно предсказуемо для тех, кто знаком с Историей.

Может быть вообще не нужны государства?

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Такой вопрос неизбежно возникает, когда за эти общие интересы и активации архетипов необходимо много-много заплатить уровнем жизни и самой жизнью. Кажется, что все проблемы от того, что государства вообще существуют. Незабвенный Джон Леннон предлагал:

Вообрази, что стран тоже нет,
Это легко представить,
Ни к чему убивать или умирать за кого-то,
Религий не существует.
Представь, что все люди
Живут в мире

И это прекрасная фантазия запала многим приличным людям и мечтателям в душу. Было бы здорово, если бы мы как-то вышли на следующую ступень эволюции, при которой государства не нужны. Ибо государства живут по самым что ни на есть жестоким биологическим законам - законам выживания (как амебы). После гибели СССР мы получили много-много новых границ и насущных проблем, а многие даже не поняли своего сокрушительного поражения, сместившего балансы сил и безопасности в международных отношениях.

Первые школы международных отношений фокусировались на изучении явления, в котором баланс сил как принцип ведения международной политики заменялся принципом коллективной безопасности. Эти мыслители именовались «Идеалистами». Поскольку Второй мировой войны оказалось недостаточно, чтобы сформировать Мировое правительство, а бонусы США от войны позволили им стать лидером с ресурсами и ядерной бомбой, то общего движения к коллективному в тот момент не хватило, идеализм быстро закончился. И анархически организованная конкуренция государств пошла на новый виток, известный как Холодная война.

Психологический анализ настоящего. Коллективное берет реванш. Часть I.

Холодная война, (в которой страны СССР и страны Варшавского договора проиграли из-за экономического и идеологического кризиса) все же была Холодной, пестовала дипломатию и какую-то коллективную безопасность давало, в том числе и за счет локальных и недолгих страданий отдельных стран (Чехия 1968).

Проигрыш в Холодной войне и развал СССР продолжил процесс увеличения неопределенности и разбалансировки, но тем не менее это процесс мог тлеть еще десятилетия, если бы не экспорт оранжевых революций, подаваемый в виде управляемого хаоса. В самом этом понятии вся бездна человеческого высокомерия и заблуждений. Хаос на то и хаос, что он не управляем, в отличие от порядка. Людям на вершинах психоза тоже кажется, что они всем управляют. А потом их ждет жесткое прозрение.

Но коллективная безопасность окончательно рухнула под ударом пандемии и неизбежного экономического кризиса. Добавим к этому в историческом времени моментальный скачок населения (~8 млрд) и изменения климата. Все эти факторы провоцируют нас на очередной глобальный психоз, в котором коллективная безопасность окончательно теряется, стабильные союзы развалятся, а необходимая сложность взаимных договоренностей сильно превышает уровень договороспособности современных политиков (отрицательный отбор в политике – проблема большинства стран).

Автор: Тед Чин
Автор: Тед Чин

Психотический период – глобальная утрата безопасности

Мы вошли в психотический период, когда всем страшно и очень неопределенно, а когда всем игрокам становится очень страшно - они начинают быть агрессивными в борьбе за ресурсы и границы. С точки зрения оборонительного реализма (К. Уолтц, С. Уолт, Р. Джервис), возникает дилемма безопасности — парадоксальная ситуация, в которой меры по обеспечению национальной безопасности одного государства воспринимаются другим как угроза собственной безопасности. Другими словами, речь идет о коллективной паранойе и очередной гонке вооружений.

Как жить без границ мы не знаем. Не придумали пока. Зато отлично знаем, как за них сражаться. Безопасность – основная потребность как личности, так и общества. Мы все время тремся и сталкиваемся своими границами, тестируя окружающую среду на безопасность. Международная политика — это борьба за власть между государствами, основывающаяся на приоритете национальных интересов – так считали Реалисты. Рост национализма как реакция на рост угроз выживания неизбежен и по-большому счету не страшен, пока национализм не превращается в нацизм.

Эти механизмы отлично видны в любой малой группе (например, психологической). Безопасность нарушить легко, а создать – каждому нужно прикладывать массу усилий в течение продолжительного времени.

Психоз – состояние, в котором восприятие ситуации противоречит реальности, человек замыкается и не идет на контакт. Происходит «атака на связи». Психика погружается в хаос. Главная защита от хаоса в психозе – расщепление на «добро и зло», тяжкий, но порядок. Думаю, все сейчас ощутили боль от разрыва важных связей, невозможности контакта, отказа от диалога и ужас от нарастания этих процессов, от их власти и мощи. Также все ощутили свою однозначную принадлежность к «силам добра», а людей с другой позиции – «к силам зла». Если вы в теме – добро пожаловать в психоз!

Конечно, в реальности у человечества есть все шансы преодолеть этот кризис, однако для этого, опять же, надо выйти из дикого индивидуализма в сторону коллективного – общих интересов. Обычно мы, люди, решаем эту задачу через войну.

Повторим: ничего нет более старого в мире, чем коллективное слияние в борьбе с другим коллективным слиянием. В итоге общие интересы находятся простым путем – выяснением кто за кого против кого и за что.
Автор: Miles Johnston
Автор: Miles Johnston

Психоз – дело очень затратное энергетически, требует всех ресурсов организма и если нет возможности обратиться за медицинской помощью – в итоге ведет к истощению ресурсов и последующей интеграции на руинах психики медленно и тяжело. Наше возможное будущее именно таково. А еще существует влечение к смерти и суицидальный ядерный риск – люди кончают жизнь самоубийством, когда их окончательно поглощает хаос. Многие бессознательно желают ядерной войны, просто, чтобы «все это закончилось», не выдерживая атаки аффектов.

Постмодернисткая война

Современная война, конечно, немного отличается от предыдущих. То есть война информацией всегда есть (одни и те же факты трактуются в свою пользу каждой из сторон), однако сейчас, когда один и тот же человек – открытая мишень для противоположных информационных потоков – наше сознание кипит, подозревая, что мир сошел с ума, и непонятно, существует ли вообще единая реальность. Это постмодерн, который мы заслужили, расширив свое сознание до существенного уровня многовариантности. Не удивлюсь, если в текущей войне «выиграют» (или «проиграют») все стороны – то есть они будут так думать и жить в своей реальности «победы». Не самый плохой вариант, кстати.

Какие потребности будут удовлетворены в результате проживания данной исторической ситуации? Главное: Потребность в идентичности и будущем.

 

Она назрела для всех наиболее остро. Мир уже на рубеже тысячелетий запутался «куда жить дальше». А сейчас, когда будущее стремительно сжалось и горизонт планирования стал совсем коротким, мы оказались в тревожном «здесь и сейчас», прямиком в своей жизни. Мы сможем проверить, действительно, ли проживание настоящего, «здесь и сейчас» избавляет нас от неврозов и позволяет точно отделить важное от второстепенного.

Иллюстрация Martin Handford
Иллюстрация Martin Handford

Апокалиптический сценарий – продукт западного мира. В будущее возьмут не всех.

При всей нашей беспрецедентной наглости нам не удалось убедить друг друга в прекрасном будущем. Прекрасное будущее строили в СССР, китайцев еще волнует будущее, западный мир глубоко погряз в апокалиптическом сюжете.

Виной тому именно идеологическое поражение советских коммунистов. Они честно пытались построить и имели образ будущего, но проиграли сверхдержаву СССР и потеряли веру в свои ценности. Западный мир предпочитает уже довольно долгое время прекрасному далеко апокалиптические сцены разнообразных дизайнов (весь Голливуд к вашим услугам: антиутопии и фильмы-катастрофы). В качестве психологических последствий отказа от социалистического будущего в России существует множество родов и семей, передающих по наследству нарциссическую акцентуацию (могли сделать что-то великое, но на пути разочаровались в себе и сдались – комплекс ничтожности). У россиян, действительно, очень низкая самооценка и неадекватно критичное самовосприятие. ВОВ поэтому и скрепа, потому что мы однозначно уважаем те поколения конкретных дедушек и бабушек, которые победили в войне. Тут нет обесценивания. В отличие от обесценивания мира, ради которого они победили – СССР. В этом противоречии – корень нашего неадекватного самовосприятия.

Американская мечта куда-то запропастилась, ибо дело мирового жандарма и казначея оказалось важнее, чем ода соревновательному индивидуализму. Европейская новая этика (как альтернатива) оказалась также пассивно-агрессивна и склонна находить изгоев и жертв (культура отмены), нуждаясь еще в долгом пути самосовершенствования.

Думаю, в глобальной игре выигрывает всегда та цивилизация, которая предлагает наиболее интересное будущее. Все остальные остаются в учебниках истории. В свое время христианство предложило «рай» для всех, которого не было в эллинизмеи он обреченно исчез. В рай и ад сейчас толком никто не верит. У кого сегодня осталось будущее, желательно светлое, учитывая 8 миллиардов человек на не самой большой планете? Китайцы говорят о «всеобщем процветании», учитывая их количество – это звучит очень соблазнительно. Но требует очередной перестройки и перемен. Требует осмысления нашего прошлого, присвоения себе его удач и ошибок, реабилитации поколений, живших ради этого будущего. Требует адекватного самоотношения и стабильной самооценки, мечты и дерзновения. Требует нового общественного договора и срединного пути.

Продолжение следует.

Автор: Эрик Йоханссон (Erik Johansson)
Автор: Эрик Йоханссон (Erik Johansson)

 

Автор статьи: кандидат психологических наук, клинический психолог, писатель Елена Леонтьева









Об авторе статьи

`
Леонтьева Елена Михайловна

Рейтинг психолога: 9 9

Леонтьева Елена Михайловна

кандидат психологических наук, клинический психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, писатель, автор книг "Про психов", "Частная практика"
Город: Москва Стоимость приема: 7000 рублей
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог. Помогаю раскрыть новый мир в себе и создать счастливые отношения.
Психолог Мельницына Анастасия Владимировна

Мельницына Анастасия

Клинический психолог. Нейропсихолог.
Психолог Бурлакова Ирина Валериевна

Бурлакова Ирина

Психолог-консультант. КПТ, панические атаки, страхи, фобии
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍