articles Семья: 6 параметров баланса
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Семья: 6 параметров баланса



Семья, с точки зрения психологии, это не только группа людей, связанных родством или узами брака. Это сложная, целостная система, в который много уровней. Семья может быть функциональной или дисфункциональной, открытой или закрытой. Чтобы человеку справиться со своими проблемами, важно разобраться - что из себя представляет его семейная система, а для этого необходимо разобраться в ее параметрах.

По мнению известного российского семейного психолога Анны Яковлевны Варги, семья представляет собой самореализующуюся систему. Иными словами, поведение системы целесообразно и источник преобразования семьи находится внутри нее самой. Это означает также, что события, которые происходят в семье, часто не зависят от желания ее членов, так как жизнь в семье определяется и регулируется правилами и законами функционирования семейной системы. Изменения в семейной системе могут происходить как на структурном уровне, так и на функциональном уровне.

Для изучения семьи как семейной системы А. Я. Варгой предлагается схема из шести параметров:  

  1. Стереотипы взаимодействия
  2. Семейные правила
  3. Семейные мифы
  4. Границы семьи
  5. Стабилизаторы семьи
  6. Семейные истории

Стереотипы взаимодействия

Здесь имеются ввиду сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (женщина улыбается мужу, муж хлопает дверью, жена гремит кастрюлями). Сообщением в семье является любое событие.



Типы сообщений подразделяются на три уровня:

Одноуровневые сообщения – например, улыбка женщины

Двухуровневые сообщения – фраза «Рада тебя видеть» и улыбка женщины. Один уровень всегда является словесным, второй – невербальным.

Многоуровневые сообщения.

Двух и многоуровневые сообщения делятся на: конгруэнтные (совпадающие) и неконгруэнтные (несовпадающие, расходящиеся). Если содержание информации по двум уровням совпадает – это конгруэнтные сообщения. «Рада тебя видеть» и улыбка — это конгруэнтное сообщение. Если же человек говорит «Рад тебя видеть», а взгляд отводит в сторону – это неконгруэнтное сообщение.

Эти взаимодействия часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия. В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной). Радость на лице, в голосе и словах, также и печаль – конгруэнтный характер. Когда стереотипы взаимодействия носят конгруэнтный характер, тогда все события в семье являются ясными и понятными, а также и эмоции и взаимоотношения. При этом происходит свободный эмоциональный обмен, семья способна вырабатывать здравые решения, в ней царит мир и спокойствие.

В дисфункциональной семье процент неконгруэнтных стереотипов взаимодействия может быть достаточно высок. Например, мужчина пришел домой и говорит, что все хорошо, но при этом, не смотрит в глаза и опускает голову.  Это вызывает тревогу и недоверие у женщины, у нее появляются фантазии о том, что могло случится. Нарастает эмоциональное напряжение, которое передается остальным членам семьи – детям или родителям, напряжение аккумулируется,  возникает патогенный стереотип взаимодействия в семье. Никто ни у кого не находит поддержки. Подобные стереотипы ведут к серьёзным нарушениям взаимодействия в семье. Чем более дисфункциональной является семья, тем с большим объёмом неконгруэнтных стереотипов мы встречаемся.

В такой семье к ребёнку постоянно поступают неконгруэнтные сообщения – когда на словах говорится одно, а невербально другое. Так как ребенок мал - он не может проверить правильность послания и у него возникает состояние растерянности – какой части этого двойного послания верить? Такой ребёнок оказывается в состоянии хронической растерянности. В таком случае, своеобразный выход из состояния постоянной растерянности — это шизофрения или аутизм.

Семейные правила

В каждой семье существуют свои правила, они делятся на явные и скрытые. Правила бывают культурно заданными - и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи. Явные правила – это всё то, о чем члены семьи могут открыто договориться - как семья будет отдыхать, как вести хозяйство, кто в семье зарабатывает, а кто распоряжается финансами.  Со скрытыми правилами сложнее, так как зачастую они не бывают озвучены, но однако же должны соблюдаться членами семьи. Например, тема алкоголизма отца – запретная, и о ней в семье не говорят, искать брачного партнера необходимо в своем социальном классе, дети продолжают профессиональную династию родителей и др. Скрытые правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются.

Очень часто в семьях можно выражать лишь те чувства, которые позволяют скрытые правила, а не те, которые существуют на самом деле. В соответствии с динамикой семейной жизни, правила нуждаются в изменении, однако процесс этот весьма непростой, так как совокупность всех семейных правил подчиняется закону гомеостаза (сохранения), который обеспечивает их постоянство.  Любое трудно изменяемое правило является дисфункциональным. Функциональными являются те правила, которые можно менять. Для того, чтобы помочь семье, выявляются все имеющиеся дисфункциональные правила.

В художественной литературе очень ярко описаны последствия нарушения семейных правил в романе «Анна Каренина»: женщине не следует гулять ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, когда она жена и мать.

Семейные мифы

Миф определяется как сложное и плохо осознаваемое семейное знание о себе, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы «Мы – это…». Миф актуализируется в кризисные моменты, это могут быть различного рода социальные перемены, приход нового человека в семью или в ситуации с семейной дисфункцией.



Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в первом поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

Люди, находящиеся внутри мифа, как правило его не осознают, они интерпретируют реальность в соответствии с семейным мифом.  Содержание семейного мифа определяет логику поступков. Например, люди, живущие по правилам мифа «Мы — семья спасателей», могут выбирать себе в партнеры тех, кто демонстрирует «инвалидное» поведение. Люди, существующие внутри мифа «Мы — герои», не могут жить без особого чувства переживания преодоления преграды.  Миф «Мы – дружная семья» в двух поколениях может быть функциональным и укреплять семью, а в третьем он уже может привести к сложностям отделения детей от родителей.

Границы семьи

Семья как любая система имеет свои границы, определяющие ее структуру. Границы — это невидимые линии внутри семьи, которые могут быть ясными, ригидными и диффузными.

Ясные границы существуют в здоровой, функциональной семье. При ригидных границах информация между членами семьи проходит с трудом. Наличие таких границ характеризует «разделенную семью», в которой члены семьи эмоционально отделены друг от друга. Диффузные границы допускают легкое проникновение информации между её членами, что ведет к спутанности во взаимоотношениях.

По степени проницаемости границы могут быть открытыми и закрытыми. Если новые члены или посторонние люди с легкостью входят в семейную систему, ее границы считаются открытыми. Закрытым границам свойственна определенная условность вхождения в семейную систему, зачастую обусловленная внутрисемейным мифом.   

Один из механизмов регулярного изменения границ - это формирование коалиций в семье. Коалиции называются вертикальными, если включают в себя одного из взрослых и ребенка (например, мама образует коалицию с сыном против папы), и горизонтальным, если в них включены члены семьи одного уровня, одного поколения. Все вертикальные коалиции дисфункциональны (родители – дети), а горизонтальные – функциональны (супруги). Наличие в семье такого рода коалиций нарушает функционирование семейной системы и приводит к путанице семейных ролей.

Стабилизаторы семьи

Свои стабилизаторы имеются в каждой семье, как в функциональной так и в дисфункциональной.    Функциональными стабилизаторами являются - общее место проживания, общие деньги, общие формы активности и деятельности, общие развлечения, материальные вещи и прочее.

Дисфункциональные стабилизаторы –  это те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи -дети, болезни, нарушения поведения, измены.

В функциональной семье дети не являются стабилизаторами. Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. Однако в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние годы, это связывают с увеличением продолжительности жизни. Раньше браки длились не более 20 лет, дети не успевали стать стабилизаторами. В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.

Болезни, порожденные самой семейной системой или без неё, также являются стабилизаторами. Если в семье появляется больной, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.

Своеобразным стабилизатором семьи может стать поведение ребенка, он может начать убегать из дома, совершать кражи, пробовать алкоголь или табак.  Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Зачастую так проявляется бессознательное действие к тому, чтобы родители обратили внимание на детей, начали ими заниматься, что в свою очередь продлевает время жизни дисфункциональной семьи.

Супружеские измены являются также частым стабилизатором семьи. Нередко за систематическими изменами стоит невротический страх близости. Стереотип взаимодействия по поводу измен такой: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение. Потом - примирились и живут вместе, пока не накопится напряжение от нерешенных проблем, а проблемы копятся, но не решаются. Напряжение достигает какого-то предела и дальше все повторяется.

Семейная история

Семейная история появляется, когда членами семьи из поколения в поколение повторяется одна и та же судьба. Например, все мужчины разводятся, все пьют, попадают в аварию, или все женщины рожают трех детей, становятся вдовами, выходят замуж за алкоголиков, или за военных.

Истории могут быть положительные, могут быть отрицательные, но на основе определенных психологических механизмов они влияют на судьбу каждого последующего поклонения, пока кто-то из детей не разорвет этот круг, то есть не выйдет из семейного сценария. Многие дисфункциональные стереотипы и закономерности в семье воспроизводятся в поколениях. С помощью генограммы можно узнать семейную историю и записать ее в виде графической схемы. Метод генограммы был изобретен американским психологом, Мюреем Боуелем в 1978 г.

Анализируя генограмму можно выявить повторяющиеся в семейной системе события и даты, распознать наследственные семейные болезни, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, внутрисемейные диады и треугольники, личностные характеристики и семейные мифы, увидеть определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, передающиеся из поколения в поколение.

Техника генограммы позволяет определить степень дифференциации в семье. Дифференциация – это понятие, определяющее характеристику индивидуальной психики и отражает степень разграниченности индивидуального и функционального. Чем ниже уровень дифференциации тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций. Тем выше зависимость поведения индивида от ситуации. Существует шкала дифференциации с 4-мя областями от 0 до 100%.

Крайняя область 0 – 25% – эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Поведение полностью зависит от стереотипов. В стабильных условиях человек функционирует, опираясь на здравый смысл, но при небольшом стрессе, эмоции приобретают над таким человеком полную власть.

При 25 – 50% человеком также преимущественно обладают эмоции, но они в большей мере являются приспособительными и в меньшей степени обусловлены средой. Здесь присутствует целенаправленное поведение, но человек чрезмерно зависим от мнения других. Каждый шаг человек сверяет со средой и не очень доверяет самому себе. Значимые поступки человек может не совершать, если среда посмотрит на это негативно.

50 – 70% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под эмоции. Они берут верх только при сильном стрессе. Большая часть человечества подпадает под этот параметр. Интеллект определяет принятие решений, а эмоции активно проявляются в близких отношениях.

С семьей это связано следующим образом: недифференцированность означает, что при взаимодействии в группе - человек легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, не способный отделить свой разум от эмоций не может этого отделить и в других, особенно в близких. Такой человек сам того не осознавая заряжает семью разными эмоциями. Такая семья называется эмоционально слитной. Эта эмоциональная слитность сказываться как на индивидуальной, так и на семейной модели поведение. Ребёнок в такой семье будет заражаться к примеру эмоциями мамы. Создав свою семью, он будет стараться чрезмерно слиться с своей женой.

В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что они знают мысли друг друга и фантазии. Если такая сверхблизость наблюдается постоянно, это становится невыносимым. Такая сверхблизость характеризуется периодами отчуждений. То периоды сверхблизости, то отчуждения. Часто в таких амбивалентных семьях появляются дети – шизофреники. Выход из такой слитной семьи может осуществляться не путём сепарации, а путём эмоционального разрыва. Каждый является жизненно важным элементом друг для друга. Когда сын будет стремиться к отделению, мать будет стараться всеми силами его удержать. В лучшем случае его женят на ком-то. При такой слитности невозможно устанавливать дистанцию в семье. Невозможны сохранения отношений взрослого сына и матери. Возникает 2 варианта – либо состояние слияния и тогда симбиоз, либо ситуация разрыва и тогда дистанция становится бесконечной. Ситуация эмоционального разрыва оказывается не противоположностью, а её оборотной стороной, т.е. наоборот предполагает сверхблизость. Это значит, что такой сын может уйти от симбиоза с мамой может разорвать связь с мамой и уехать за тридевять земель. Но образ мамы он всё равно увезёт с собой. Эти отношения всё равно останутся в нём. И в новых отношениях с женой он всё равно будет продолжать воспроизводить отношения с матерью. Гены здесь ни при чем, только стереотип. Таким образом эта низкая дифференцированность на индивидуальном уровне приводит к тому, что семья также будет характеризоваться с незрелостью, низкой стрессустойчивостью, зависимостью от массового сознания и мнении окружающих, нереалистической самооценкой. Сверхблизость будет чередоваться с отчуждённостью. Эмоциональное состояние семьи будет зависеть от одного и того же фактора. Жена в печали и муж приходя домой впадает в печаль, туда же впадают и дети без разбора к причинам. Любые внешние воздействия для семьи могут оказаться фатальными. Это люди, которые друг без друга жить не могут. Отсюда невозможность приспосабливаться к изменениям, в том числе переходить из одной стадии семейной жизни в другую.

При анализе генограмм можно вполне выявить ещё одно ключевое понятие – треугольник. Это структура, включающая 3-х человек. Отличается большей степенью устойчивости. Очень часто внутри треугольника начинают образовываться коалиции, которые возникают следующим образом:

Если в какой-то семье чередуются сверхблизости с отчуждением, то на каком-то этапе может возникнуть ситуация эмоционального разрыва. Если эти отношения чем-то не стабилизировать, то весьма возможен распад семьи. Тогда находится третий участник, которого пара вовлекает в свои отношения и на которого может быть вылит избыток эмоций. Это названо триангуляцией семьи. Муж не может найти отношения с тёщей, жена оказывается объектом триангуляции.

При триангуляции эмоциональный обмен между супругами перекрывается и открывается в отношении третьего человека. Когда в семье мир – третьего человека отпускают, но, когда конфликт нарастает подтягивают триангулированного члена семьи. По сути он живёт не для себя, а для обслуживания дисфункции членов семьи, это такой способ стабилизации семьи. Обычно такими являются наименее недифференцированные члены семьи – либо престарелые родители, либо дети. Для треугольника могут использоваться не только люди, но и домашнее животное, хобби, религиозная деятельность, трудоголизм.

Подводя итог, хочется отметить, что в семейной терапии есть некие объективные признаки функциональности системы, это отсутствие симптоматического поведения у кого-либо из членов семьи, плавный переход с одной стадии жизненного цикла на другую и реализация жизненных планов и задач. И если эти условия соблюдаются, то можно говорить о том, что законы – гомеостаза и развития в семейной системе находятся в балансе.

 

Берегите себя и своих близких!

 

 






Об авторе статьи

`
Фищук Наталия Алексеевна

Рейтинг психолога: 10 10

Фищук Наталия Алексеевна

Практикующий психолог. Парадигма, в которой я живу и работаю — целостность духовно-материальной природы человека.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Курман Ксения Владимировна
Консультация по Skype

Курман Ксения

Практический психолог, психолог-консультант, специалист по расстройствам пищевого...
Психолог Селиванов Николай Юрьевич

Селиванов Николай

Психолог, психотерапевт. Работаю со взрослыми и с парами.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Новосёлова Зоя
Консультация по Skype

Новосёлова Зоя

Карьерный психолог, консультации по вопросам карьеры и самореализации
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍