articles Жизнестойкость: искусство преодолевать трудности
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Жизнестойкость: искусство преодолевать трудности



Слышали ли Вы легенду о птице Феникс?
Эта легенда существует в разных вариациях у разных народов. Феникс – это птица, способная возрождаться заново, создавать свое новое тело из пепла и возвращаться к жизни.

В древности верили, что существует такая птица, которая способна рождаться заново один раз в 1000 лет. Она прилетала в храм, ее тело умащали дорогими благовониями и маслами, и она погружалась в огонь. Наутро птица Феникс рождалась заново из пепла. И уже юной, заново рожденной, она жила следующие 1000 лет.

Не правда ли, невероятно притягательный образ?

В разных странах такая птица была символом перемен, обновления жизни, способности создать свою жизнь заново.

В Ассирии эта дивная птица была музой и надеждой, ее появление символизировало обновление и расцвет жизни. Считалось, что тот дом, над которым она пролетит, будет наполнен благоденствием.

В Египте птица Бену символизировала разливы Нила, потому что именно Нил в этой стране в древности был источником жизни.

В Древней Греции птицу Феникс представляли в образе золотого орла с красными отблесками на крыльях, она символизировала удачу и преодоление препятствий.

У древних славян – это жар-птица, символ бессмертия и вечной молодости, она освещала путь, возвращала зрение слепым и приносила удачу.

Можно сказать, что Феникс – самая жизнестойкая птица на свете. Ведь она умеет обращать смерть в бессмертие и умеет каждый раз возрождаться из пепла.

Людям тоже бывает важно возрождаться, подобно птице Феникс. Ведь в жизни каждого человека немало трудных ситуаций, которые надо пережить и преодолеть.

Смена работы, конфликт с родителями или с детьми, развод, рождение ребенка, переезд в другой город, ссора с мужем или с женой, разрыв с любимым человеком – все это может стать причиной для стресса, для трудных чувств.

И с ними надо не только как-то жить, но желательно – выйти за их пределы, разрешить каким-то образом сложившуюся ситуацию, наладить жизнь и вернуть в нее гармонию.

Это бывает непросто.

Замечали, что иногда сложности или препятствия вызывают ощущение преодоления, некий кураж: «Где наша не пропадала?» или «И это пройдет, я могу справиться!».
А иногда очередная сложность вызывает полное бессилие, опущенные руки – «Почему снова я? Что со мной не так? Больше я так не могу!».

Та или иная реакция на ситуацию, а также эффективность, с которой мы с нею справляемся, зависит от внутренних жизненных сил человека, от того, что принято называть ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ.

И на первый взгляд кажется, что это – всего лишь философский термин, некоторое абстрактное понятие. Однако на самом деле – это практический навык, инструмент, если хотите, который позволяет снижать остроту стрессовых реакций, быстрее преодолевать трудности и делать это грамотно.

С точки зрения психологии, жизнестойкость – это внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям. Как будто дерево под порывами грозы склоняет ветви под напором ветра, но крепкий ствол и могучие корни удерживают его, сохраняют его жизнеспособность. Гроза проходит, и дерево снова радуется солнцу и ветру, снова полно жизненных сил.

И люди, как деревья, в сложных ситуациях могут либо ломаться, либо сгибаться и оставаться распластанными по земле, либо устойчиво устремлять свою вершину к солнцу и переживать бурю без потерь для себя.

Если говорить о людях, то такое качество, как жизнестойкость, позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и для здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению хронических заболеваний, к гастритам, инфарктам, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

В психологии жизнестойкость определяется как совокупность личностных особенностей, способностей человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности. Это уверенность в себе и своих возможностях, самодостаточность, адаптивность и - навыки эффективных коппинг-стратегий.

Не так давно термин коппинг был очень моден – он пришел к нам с Запада. В переводе с английского to cope означает справляться, преодолевать.

Коппинг-стратегиями называют модели поведения, которые помогают справляться с трудностями, жизненными кризисами, тяжелыми ситуациями. И даже если прямо сейчас эти стратегии не применяются, им можно научиться.

Обычно человек использует 2-3 привычные модели поведения и часто делает это неосознанно.

  • Например, начальник предъявляет претензии к работе, требует сделать сложный отчет - можно говорить о своей неспособности, безграмотности, можно обращаться к жалости – «а уволите, троих детей кормить нечем».
  • Поздно вернулся домой муж – можно закатить скандал: «Вечно ты шляешься неизвестно где, тебе бы куда угодно пойти, лишь бы не домой, твой отец таким был, и сынок по папиным следам пойдет, таким же вырастет».

Такие модели поведения не помогают нам справляться с ситуацией, а наоборот – только усугубляют ее или затягивают. И тогда мы говорим о неэффективных коппинг-стратегиях.

  • Или же наоборот – с начальником можно провести переговоры в стратегии win-to-win, договориться о том, какого результата он ожидает, сколько времени и усилий займет у Вас эта работа и сколько, на Ваш взгляд, она стоит. У начальника в результате – отчет, у Вас – премия.
  • У мужа можно спросить, как прошел его день, сказать, как Вы ждали его к ужину, что сын расстроился, потому что пошел спать и не увидел вечером папу, показать, что Вы скучали по нему… И вместо ссоры может получиться хороший разговор «по душам» и новые договоренности о том, как семья проводит вечер.

Поведение, которое приводит к благоприятному разрешению ситуации – это эффективное поведение, оно позволяет избежать развития стресса, позволяет получить успешный опыт, на который можно будет опираться в дальнейшем и развивать свою самооценку и веру в себя.

Но кроме собственно поведения в трудных ситуациях не менее важно и то, как мы справляемся с чувствами, и какие привычные модели мышления владеют нами.

И, безусловно, эти факторы тоже должны быть частью понятия жизнестойкости.

Одно из самых известных исследований с точки зрения психологии и физиологии в области жизнестойкости проводил Сальваторе Мадди, профессор школы социальной экологии Калифорнийского университета, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея.

В 1975 году он проводил исследование в IBT – Иллинойской телефонной компании. Его пригласили как эксперта-психолога для того, чтобы помочь управленческой команде справиться с трудным периодом в развитии организации – от государственного управления компания переходила на свободный рынок, менялась ее структура, процессы, должности. И такой шквал изменений люди в компании переносили очень тяжело, эффективность работы падала, создалась угроза для бизнеса в целом.

В результате исследования Мадди обнаружил, что примерно 2/3 из 450 участников исследования получают сильный стресс, проблемы со здоровьем, потерю эффективности в работе. Однако есть еще и 1/3 людей, которые в тех же самых условиях чувствуют себя отлично и эффективно работают!

В чем отличие этой 1/3 людей, в чем секрет такой адаптивности к меняющимся условиям?

Ответом на этот вопрос стало понятие о жизнестойкости, которая включала в себя систему убеждений о себе, о мире и о взаимосвязях с ним. Именно жизнестойкость позволяла эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

С философской точки зрения это понятие сродни МУЖЕСТВУ БЫТЬ Пауля Тиллиха. Это способность действовать вопреки потерям, ощущению заброшенности и неблагоприятным обстоятельствам. Это МУЖЕСТВО БЫТЬ - несмотря ни на что, способность выстоять в любую бурю, сохранив себя и свои ценности.

В структуре жизнестойкости С. Мадди выделил три основных компонента:

  1. жизнестойкие установки,
  2. жизнестойкое отношение,
  3. жизнестойкое поведение.

1. Жизнестойкие установки говорят о том, каковы восприятие мира и отношения человека с миром: мир является источником опасности - или источником возможностей.

Выделяют три совокупности установок, влияющих на уровень жизнестойкости.

  1. Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях и отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий тому, что происходит, участвовать в происходящем.
    Противоположностью вовлеченности является отчужденность. 
    Лучше бороться, а не бежать. Келли Макгонигалл, профессор Стэнфордского университета, долгое время изучающая стресс и способы его преодоления, считает, что лучшим решением в трудных ситуациях является доверие себе. Надо идти за тем, что тебе важно. И лучше работать на пределе, вовлекаться в перемены своей жизни, преодолевать стресс, чем бежать от жизни.
  2. Контроль (control) - это убежденность в том, что выбор есть всегда, и человек способен влиять на происходящее.
    Противоположностью контроля является переживание беспомощности.
  3. Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены являются естественной частью жизни, они дают ценный опыт, который необходим душе в ее странствии.
    Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.

В зависимости от того, насколько выражены эти факторы в навыках конкретного человека, определяется и внутренняя ресурсность его организма – то есть, как ЕГО ТЕЛО справляется со стрессом.

Если развиты все 3 фактора жизнестойкости, вероятность заболевания в трудной ситуации составляет 1,1%,
при слабой выраженности всех трех факторов риск заболевания составляет 92,5%

 

Исследование С. Мадди длилось 20 лет. Впоследствии аналогичные результаты были получены и другими исследователями, занимающимися проблематикой стресса.

Выраженность факторов жизнестойкости можно проверить по специальному тесту. Есть тест, переведенный на русский язык в адаптации Леонтьева, Рассказовой. Он используется в профессиональной работе практических психологов при работе со стрессами различной этиологии.

Доверие к себе и мужество быть должно опираться на нечто такое внутри человека, что не подвержено бурям, что подобно корням могучего дерева, удержит его даже в самую сильную бурю.

И это – наши ценности. И наша способность видеть смысл в том, что происходит, наша способность создавать смыслы жизни, чувствовать и откликаться на свое предназначение, на свое истинное Я.

В трудных ситуациях, в периоды кризисов, особенную актуальность приобретает способность человека опираться на себя, видеть смысл в том, что происходит в его жизни и опираться на внутренние ценности при принятии решений.

Не секрет, что мы часто идем на компромисс, но некоторые из них приносят нам удовлетворение, а некоторые – стресс и глубокое разочарование. Так происходит в том случае, если мы поступаемся своими жизненно важными интересами, отказываемся от мечты, от того, что составляет смысл существования.

Бывает и так, что мы вообще теряем смысл жизни, проживая серые будни и стараясь о забыть или просто не думать о чем-то тяжелом и травмирующем. Полноценная жизнь в таких ситуациях вряд ли возможна.

Что может быть более важным, чем жизнь?
Виктор Франкл считает, что смысл жизни.

Человеческое сердце не находит себе покоя, пока не найдет смысла и цели жизни.

 

Человек делает свою жизнь осмысленной при помощи того, что он дает жизни, того, что он берет у мира, и при помощи своего отношения к судьбе.

Жизнь ценна сама по себе, с ее взлетами и падениями, утратами и победами, горем и счастьем. Ценно каждое переживание потому, что ОНО НАМ ДАНО.

Жизнь – это вереница уникальных ситуаций... и никто не может повторить ее. Смысл человеческого существования основывается на неповторимости и своеобразии человека. В.Франкл.

 

Каждому человеку важно:

  • Жить – ощущать себя, свое Я, свою личность, осознавать, что я существую.
  • Любить и радоваться миру – чувствовать себя частью мира, общества, создавать и поддерживать отношения с другими живыми существами.
  • Понимать – осознавать причинно-следственные связи, которые есть в мире, контролировать себя и свою реальность.
  • Созидать – знать, что я часть чего-то большого и важного, что я ценен сам по себе, что у меня есть будущее, что я могу создавать реальность.

2. Жизнестойкое отношение

Это второй компонент структуры жизнестойкости. Это проявление жизнестойких установок в отношениях с людьми: жизнестойкие люди в любых условиях стараются строить отношения на основе взаимопомощи и взаимоподдержки.

Ведь самое распространенное, что мы делаем в ситуациях стресса – сокращаем круг общения, минимизируем контакты с другими людьми. Нам попросту не хватает ресурсов для общения и поддержания «лица». Внутренние переживания отнимают этот ресурс.

Однако, если сохранять контакты с другими людьми, получать от них помощь и эмоциональную поддержку, то возможно гораздо быстрее справиться с ситуацией и прийти к спокойному комфортному состоянию.

Это может быть как эмоциональная поддержка близких людей, так и профессиональная помощь психологов, юристов, врачей – людей тех профессий, которые могут поделиться своими знаниями и навыками и быстро найти решение ситуации.

Келли Макгонигалл говорит о том, что биологически наше тело справляется со стрессом, ситуациями выживания, простыми способами, которые заложены в нем эволюционно:

  • объятие. Простое объятие позволяет снизить накал эмоций, активизировать процесс мышления и в такой безопасной обстановке начать искать решение;
  • помощь другим людям. Недаром говорят: «Когда тебе плохо, найди того, кому хуже». И тут дело не только в прямом сравнении, но и в том, что, помогая другому человеку, мы обретаем уверенность в своих силах и можем направить ее на решение собственной ситуации;
  • переживание благодарности, нежности и любви. Как ни парадоксально, но даже в самой тяжелой, ужасной ситуации всегда есть нечто, за что наше сердце испытывает благодарность. И обратившись к своему сердцу, мы можем найти в нем этот источник благодарности и трансформировать страх, напряжение, гнев и другие трудные чувства, присущие стрессу, в ресурсное состояние, когда внутренней энергии и жизненных сил достаточно для того, чтобы справиться с ситуацией.

Давид Серван-Шрейбер, известный писатель, профессор клинической психиатрии, основатель Центра интегративной медицины в Питсбурге, писал о том, что

…эмоциональная связь с другими людьми сама по себе является функциональным воздействием, сравнимым с лекарством.

 

Такую связь устанавливают сильнейшие ресурсные чувства человека – благодарность, нежность и любовь.

3. Жизнестойкое поведение

Этот третий компонент структуры жизнестойкости, и это как раз те самые коппинг-стратегии, о которых мы говорили в начале. И задача развития жизнестойкости в том, чтобы:

  • расширять репертуар коппинг-стратегий,
  • применять эффективные коппинг- стратегии

В Российской психологии много исследований на эту тему у Т. Крюковой. Она писала о совладающем поведении и факторах для его развития. На Западе известны работы Лазаруса, Фолкмана, Хобфола.

Собственно, стратегия совладающего поведения нужна, когда человек попадает в сложную, кризисную для него ситуацию. И тогда подразумевается, что все свои внутренние и внешние ресурсы он начинает использовать интенсивно для того, чтобы выйти из кризиса, разрешить проблему. И от того, насколько адекватно он выбирает способы реагирования, насколько он осознает свое влияние на ситуацию, насколько он способен принять на себя ответственность и гибко адаптироваться, зависит эффективность преодоления.

Ресурсы могут быть:

  1. Личностные – уверенность в себе и определенные навыки и способности. Шейли Тейлор, например, выделяет высокое самоуважение, легкость характера, коммуникабельность.
  2. Когнитивные – наши установки, которые могут помогать или мешать. Три вида помогающих жизненных установок предложил С. Мадди. Но в целом, помогающим является сам паттерн мышления – чем больше позитивности, чем больше позиции возможности в мышлении, тем легче преодоление стресса. И напротив, чем больше ментальных ядов и ловушек в сознании, тем труднее выкарабкаться из стресса.

Примеры мышления с позиции возможностей и с позиции избегания:

Магазин закрывается в 19:00

Магазин работает до 19:00

Мне не удастся пройти это собеседование

Я смогу произвести хорошее впечатление на будущего работодателя

Мне не удалось повлиять на это решение

Я предложил лучший вариант решения, который устроил нас обоих

Кажется, что разница незначительна, но именно она зачастую определяет качество жизни и то, как мы воспринимаем себя и мир, и в итоге она же влияет на нашу ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ.

Примеры ментальных ловушек, которые снижают нашу эффективность в трудных ситуациях и зачастую изрядно осложняют жизнь переживаниями и негативными эмоциями:

  1.  
    1. Долженствование – позиция «мне все должны» редко бывает конструктивной и практически никогда не приводит к хорошим результатам. Она заставляет другого человека обороняться, т.к. мы совершаем своего рода нападение на его границы, на его свободу воли. «Ты мне должен» - лишает другого человека права выбора и свобод воли, а это редко кому нравится.

    2. Генерализация – всегда или никогда, все или ничего – очень сужает наше поле возможностей. Фактически весь земной шар мы сужаем до двух вариантов. И, конечно, часто испытываем разочарование, т. к. выбирать-то, по сути, не из чего…

      «Все мужики – сволочи, а все бабы – стервы» не оставляет возможности встретить того единственного или ту единственную, о которой тоскует сердце. Просто потому, что такая установка отрицает само существование этой возможности.

    3. Жесткая альтернатива – или-или - всегда является ультиматумом. И даже если люди принимают ультиматум, осадочек остается. И накладывает отпечаток на все последующие отношения.

      «Или ты купишь мне квартиру, или ты мне не отец» - лишают доверия, альтернативы и взаимопонимания. Такие установки способны разрушить любые отношения.

Можно говорить о том, что в совокупности наша жизнестойкость определяется ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. И наше влияние в трудной ситуации может быть направлено:

  • на свое восприятие ситуации,
  • на изменение ситуации.

К эффективным стратегиям совладания (коппинг-стратегиям) принято относить: решение задачи, способность видеть в ситуации возможности, поиск духовной опоры, способность опираться на свои ценности, создание группы поддержки (близких или компетентных людей, которые помогут решить ситуацию), принятие на себя ответственности и принятие своей способности влиять на ситуацию, способность различать область мудрого принятия и область влияния.

К неэффективным стратегиям совладания традиционно относят: игнорирование проблемы, надежду на случайность или чудо, всевозможные отвлечения от проблемы (телевизор, алкоголь и др.), тревогу о будущем без конкретных действий по разрешению ситуации, самообвинения.

Коэн и Лазарус, обобщив данные многих исследований, выделили пять основных задач совладания:

  1. минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности;
  2. терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
  3. поддержание позитивного, положительного образа Я. Уверенности в своих силах;
  4. поддержание эмоционального равновесия;
  5. поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми

И это снова – про ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ. Про наши установки, про нашу работу с эмоциями и про наше поведение.

Самое главное, что повышать свою жизнестойкость мы можем в любом возрасте. Начинать работу с собой мы можем с любой стартовой точки, с того места, где находимся прямо сейчас.

И если есть трудные ситуации в жизни, прошлые обиды, тревога или накопившееся напряжение, если есть потеря вкуса к жизни или хронический стресс и усталость от всего, в том числе от себя, то самое время использовать эффективную стратегию совладания – ДЕЙСТВОВАТЬ. Менять себя, увеличивать свои способности и возможности, возвращать свое ресурсное состояние.

Помочь в этом могут профессионалы, которые избавят Вас от многолетнего изучения специальной литературы, результатов исследований и прочего, а сразу предложат Вам простые и эффективные инструменты.

В статье использованы материалы:

1. Рассказова Е.И. Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей. // Элитариум (www.elitarium.ru), 16.07.2014.

2. Серван-Шрейбер Д. Антистресс. – М.: РИПОЛ классик, 2013.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.

4. Тиллих П. Мужество быть. Избранное. - М.: "Юрист", 1995.

5. Льюис Д. Управление стрессом. – М.: Альпина Паблишер, 2012.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Изд-во Прогресс, 1982.

7. Кириллов И. Стресс-серфинг. - М.: Альпина Паблишер, 2013.

8. Фромм Э. Человек для себя. – М.: Астрель, 2012.

9. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. // Медицинская психология в России, № 2(3), 2010.

10. The Illinois Bell Telephone Study: How Hardiness began. // http://www.hardinessinstitute.com

11. Suzanne C. Kobasa, Salvatore R. Maddi, Stehen Kahn. Hardiness and health: A prospective study. // Journal of Personality and Social Psychology – PSP, vol. 42, no. 1, pp. 168-177, 1982

12. Kenneth D. Allred and Timothy W. Smith. The Hardy Personality: Cognitive and Physiological Responses to Evaluative Threat. // Journal of Personality and Social Psychology, 1989, Vol. 56, No. 2, 257-266

13. S. R. Maddi. Personal Hardiness as the Basis for Resilience. // Springer Briefs in Psychology, 2013

14.  Charles Stangor. Beginning Psychology. Chapter 10.2. Stress: The Unseen Killer // http://2012books.lardbucket.org/books/beginning-psychology.

15. Charles Stangor. Beginning Psychology. Chapter 10.3. Positive Emotions: The Power of Happiness. // http://2012books.lardbucket.org/books/beginning-psychology.

16. Raimundo Aguayo, Cristina Vargas, Emilia I. de la Fuente and Luis M. Lozano. A meta-analytic reliability generalization study of the Maslach Burnout Inventory. // International Journal of Clinical and Health Psychology, 2011, Vol. 11, No. 2, pp. 343-361

17. Carlos P Zalaquett and Richard J. Wood. Evaluating Stress. A Book of Resource. - The Scarecrow Press, Inc. Lanham, Md., & London, 1997






Об авторе статьи

`
Казимова Римма Александровна

Рейтинг психолога: 5 5

Казимова Римма Александровна

практический психолог, работаю со взрослыми и детьми-подростками - индивидуально и в группе
Город: Ростов-на-Дону
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Сновидения
  •   Стресс
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍